У Андрея Георгиевича Ананова, золотых дел мастера, заслуженного деятеля искусств России, кавалера ордена Почета, это не первая выставка в Москве - пятая. Предыдущая, пятнадцать лет назад, была в Оружейной палате Московского Кремля. Лучшие изделия фирмы выставлены в Эрмитаже. Персональные выставки фирмы "Ананов - Русское ювелирное искусство" были в Париже и Лондоне, Генуе и Монте-Карло, Мадриде и Сан-Пауло, Стокгольме и Петербурге. Нынешняя выставка приурочена к 70-летию мастера. В его 70 лет вместились несколько жизней: юнги на паруснике, токаря на заводе, студента физфака, актера, режиссера, самоучки-ювелира, ловеласа, авантюриста, основателя ювелирной фирмы "Ананов - Русское ювелирное золото"... Его байопику могли бы позавидовать герои Джека Лондона. Его работы оценил бы герой Лескова Левша.
Глядя на его работы, понимаешь, что режиссеры, как и актеры, и аналитики бывшими не бывают. Андрей Георгиевич выстраивает свои работы как спектакль на сцене. С мизансценами, сюрпризами, секретами и неожиданной развязкой. Только сцена миниатюрная, а в роли актеров - драгоценные предметы. Один спектакль разворачивается как петербургская повесть белыми ночами, с разводными мостами и явлением строгой красы бело-голубого Смольного собора. Другой - как яркая московская сказка Третьего Рима, с праздничностью собора Василия Блаженного. Третий как восточный эпос - в образе казанской мечети Кул-Шариф. Серия "Великие храмы России", одна из его любимых серий, будет представлена на выставке в Историческом музее. "Яйцо - образ вечной жизни. Храм - образ вечной веры. Мне захотелось соединить эти два образа", - объясняет ювелир возникновение замысла.
Когда на пресс-конференции Андрея Георгиевича спросили, почему выставка называется "Возвращение утраченного..." и о чем утраченном идет речь, он в первую очередь стал говорить о мастерстве, о профессии, о ювелирном деле. "Для всякого дела важна преемственность. До революции была традиция Фаберже. Старые мастера умели работать. Мне раньше приносили на ремонт старые вещи. Для меня это была прекрасная школа. Я сидел ночами, восстанавливал изделия и ... учился у тех мастеров. Очень их уважаю. До сих пор в моей мастерской нет никаких инструментов, кроме тех, которые были у ювелиров до революции. И для меня очень важно было, что благодаря мне эта вещь проживет еще, - рассказывал Ананов. - Для меня главное - сохранить культуру ювелирного труда, русскую ювелирную традицию".