Пару лет назад в Киргизии уже вводились новые правила дорожного движения, и вот - опять. Почему?
Сергей Дьяченко: Прежде всего я хочу пояснить, что в 2012 году в правила вносились минимальные изменения, которые в целом не могли повлиять на ситуацию с обеспечением безопасности дорожного движения. По сути, они только отменяли доверенности на право управления транспортным средством, других новшеств не было. При этом поправки привели к еще большей неразберихе с установлением права собственности на транспортные средства, к жалобам со стороны граждан на случаи мошенничества с куплей-продажей транспорта по так называемым генеральным доверенностям и так далее. Мы столкнулись с тем, что стало труднее устанавливать владельцев и водителей транспортных средств, скрывшихся с мест совершения ДТП либо находящихся в розыске по другим причинам.
Сейчас нашей службой разработан новый проект правил, в которых обобщен имеющийся отечественный опыт, а также учтены наработки наших коллег из-за рубежа, рекомендации специалистов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. К подготовке проекта привлекались представители Союза водителей транспортных средств Киргизии (СВТС КР), а также представители ряда министерств и ведомств республики.
Так в чем все-таки суть изменений?
Сергей Дьяченко: Перечислять все нововведения не буду, но скажу, что предлагаемый нами вариант направлен прежде всего на сохранение жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. С принятием поправок, думаю, станет проще перевозить грузы и пассажиров в связи с установлением единых требований в сфере безопасности дорожного движения.
Будут введены новые дорожные знаки, обозначающие видеофиксацию движения на определенном участке трассы, таблички, сообщающие об эвакуаторе. Водитель получит право отстегнуть ремень безопасности во время проезда по тоннелям. Это позволит ему в случае опасности иметь большую свободу движения. В то же время водителей обяжут включать фары днем не только, как сейчас, на шоссе, но и в населенных пунктах - в период с 1 октября по 1 марта.
Кроме того, в законодательство вносится такое понятие, как "автохулиганство". В старой версии ПДД его не было. Теперь появится основание наказывать лихачей и даже участников свадебных кортежей, мешающих движению.
Словом, утверждение нового дорожного законодательства упорядочит работу судебных и правоохранительных органов при расследовании и рассмотрении дел о дорожно-транспортных происшествиях. Мы также надеемся, что принятые правила будут способствовать снижению уровня коррупции за счет более четких требований к участникам дорожного движения.
Некоторыми специалистами и гражданами высказывается мнение, что предложенный нами вариант правил дорожного движения имеет определенные шероховатости. Однако ПДД - не что-то неподвижное, застывшее и вечное. Изменяется жизнь, развиваются наука и техника, появляются новые принципы организации движения, по-этому и правила продолжат изменяться и совершенствоваться.
Ваше ведомство серьезно взялось за водителей маршрутных такси. Проведенный недавно экзамен был с треском провален большинством из них. Какие еще меры будут приниматься дорожно-патрульной службой для контроля работы общественного транспорта?
Сергей Дьяченко: Ни для кого не секрет, что дисциплина водителей общественного транспорта оставляет желать лучшего. В большинстве случаев именно по их вине на городских автотрассах создается аварийная обстановка, а пассажирам не обеспечивается даже минимальный комфорт. Для наглядности приведу лишь некоторые цифры.
В конце мая прошел рейд "Общественный транспорт". Только за неделю было составлено 546 административных протоколов, более двухсот микроавтобусов поставили на штрафстоянку за различные нарушения. Инспекторы отдела ДПС и административной практики направили 130 водителей микроавтобусов на проверку знаний правил дорожного движения. Так вот из этого числа только 20 человек сдали экзамены. Я считаю такие результаты крайне неудовлетворительными. Были случаи, когда водители микроавтобусов не могли сдать экзамены по ПДД со второй попытки. В случае если и в третий раз они не смогут пройти проверку на знание правил дорожного движения, поставим вопрос о снятии таких водителей с маршрутов.
Исходя из вышеупомянутого можно сделать вывод, что работниками управления транспорта столицы и других городов республики, а также руководителями фирм-автоперевозчиков и бригадирами маршрутов не контролируется и не ведется должным образом работа по обеспечению безопасности дорожного движения и улучшению транспортного обслуживания населения.
Между тем число водителей, направляемых на экзамен, с каждым днем растет. И если они пройдут аттестацию хотя бы на "удовлетворительно", это уже даст положительный эффект. А к водителям общественного транспорта, нарушающим ПДД, будут приниматься самые жесткие меры административного характера.
Ваша служба тем временем сообщает о позитивных изменениях в ситуации на дорогах...
Сергей Дьяченко: С небольшим оптимизмом хочу сказать, что это так. За первое полугодие этого года, например, количество дорожно-транспортных происшествий снизилось в сравнении с аналогичным периодом 2014-го более чем на шесть процентов. Сократилось на восемь процентов и число погибших людей, а пострадавших - на 5,8 процента. Есть определенные положительные сдвиги и с детским травматизмом на дорогах. Так, число погибших несовершеннолетних уменьшилось почти на треть. Но это вовсе не означает, что можно расслабиться. ДТП, повлекшие за собой смерть или причинение увечий нашим гражданам, происходят ежедневно, поэтому будем и дальше прилагать максимум усилий по стабилизации и снижению аварийности на дорогах в республике.
Хотелось бы немного поговорить о профессионализме сотрудников ДПС.
Сергей Дьяченко: К моему большому сожалению, в вузах республики нет специальных факультетов или кафедр, занимающихся подготовкой специалистов для ДПС. Связано это в первую очередь со спецификой нашей службы. Сотрудник госавтоинспекции должен знать гораздо больше, чем простой милиционер. То есть не только знать действующее законодательство, но и разбираться в вопросах конструкции и эксплуатации автотранспортных средств, организации дорожного движения, в психологии и так далее.
Найти таких сотрудников для ДПС очень тяжело, особенно среди соискателей с юридических факультетов. Поэтому в нашей службе традиционно много выпускников технических вузов.
На должность инспекторов ДПС сейчас принимают на конкурсной основе. Кандидат должен иметь диплом о высшем юридическом или техническом образовании. Желающие работать в нашей службе проходят военно-врачебную комиссию и соответствующие специальные проверки. В последующем вновь принятые сотрудники ДПС направляются на первоначальную подготовку в среднеспециальную школу милиции МВД республики, а потом периодически проходят курсы повышения квалификации в Академии МВД КР. Но, чтобы воспитать настоящих профессионалов, на мой взгляд, все-таки нужно задуматься об открытии специальной кафедры.
Недавно министр внутренних дел КР Мелис Турганбаев выступил с инициативой о проведении проверки морально-психологического климата в вашем ведомстве. Для чего?
Сергей Дьяченко: Чтобы жизнь медом не казалась. Ну, а если серьезно, то считаю, что дисциплина в подразделениях ДПС должна быть железная. Соответствующие должностные лица ежедневно при выходе нарядов на службу доводят до сведения сотрудников жесткие требования руководства о соблюдении норм не только законодательства, но и этики.
К сожалению, не всегда эти требования соблюдаются. Причины могут быть разными - как объективного, так и субъективного характера. Мы стараемся реагировать на любые сигналы о нарушении дисциплины нашими сотрудниками. По всем фактам проводится соответствующая работа. Могу сказать, что за первое полугодие 2015 года в отношении шести сотрудников подразделений ДПС возбуждено пять уголовных дел. В настоящее время соответствующими органами проводятся необходимые следственные действия.