Павел Басинский: Воспитанием подростков заниматься необходимо

В Крыму со 2 июля проходит всероссийский молодежный форум "Таврида". Он будет длиться два месяца и завершится осенью. Всего предполагается семь тематических заездов, которые объединят более 4000 молодых архитекторов, историков, урбанистов, писателей, журналистов, композиторов, музыкантов, скульпторов, художников, актеров, режиссеров, а также представителей военно-патриотических клубов и поисковых отрядов.

Организаторами форума выступают Федеральное агентство по делам молодежи, Общественная палата РФ, "Роспатриотцентр" и Комиссия по поддержке молодежных инициатив. Партнерами смены молодых писателей, поэтов и критиков, в которой мне довелось участвовать в качестве лектора и ведущего семинаров, стали Литературный институт имени А.М. Горького, телеканал "Культура" и журнал "Литературная учеба".

Не скрою, некоторое предубеждение перед поездкой на форум у меня было. При этом я абсолютно убежден, что воспитанием (не только образованием, но и воспитанием) подростков и молодежи заниматься необходимо, и в это должны вкладываться государственные деньги. Лично я в свое время прошел школу пионерских лагерей, где все было куда более строго заорганизовано, чем на "Тавриде". И сегодня ни секунды не жалею об этом. Больше того, вспоминаю об этом как едва ли не о лучшем времени жизни. И не смущают меня ни пионерские "линейки", ни деление по "отрядам", ни игры типа "Зарницы" с деревянными пистолетами и захватами в плен условных противников, чего, кстати, на "Тавриде" не было ни сном ни духом. И не мучают меня сегодня ночными кошмарами звуки горна, барабанная дробь и обязательные построения по утрам с "речовками". Ничего, кроме благодарности, за все это я, повторяю, не испытываю.

А если представить, чтобы кроме "линеек" и спортивных игр нам бы тогда еще читали лекции и проводили "мастер-классы" известные представители творческой интеллигенции, "профи" от радио и ТВ, профессора ведущих творческих вузов...

Предубеждение было иного рода. Во время моих отрочества и юности все было, в общем-то, понятно. Об этом сегодня думаешь с некоторым даже изумлением. Уж, казалось бы, как нам "промывали мозги", как нас "строили", как внушали, что "Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой в горе, в надежде и радости. Ленин в твоей весне, в каждом счастливом дне, Ленин в тебе и во мне!" Ведь только задуматься над этими строками, вникнуть в их суть, и кажется, что с ума сойти можно! Но нет, не только не сходили с ума, а я не знаю поколения более скептически мыслящего и недоверчивого, чем то, что воспитывалось в последние десятилетия советской власти.

Мы были "заточены" на Владимире Высоцком и "Машине времени", на множестве "подтекстов" и "вторых смыслов". У нас с детства было чрезвычайно изощренное сознание, потому что по радио мы слышали одно, от родителей - другое, а говорили между собой о третьем.

Но что собой представляют те, чье воспитание пришлось на 90-е годы и начало "нулевых"? (Возраст участников "Тавриды" - от 18 до 30 лет.) Опыта позднего советского времени с его чувством целостности огромной и, как бы то ни было, великой державы, которая незыблема и называется СССР, у них нет. Но нет у них и привычки к фильтрации смыслов, приспособляемости интеллекта к лавированию между там и сям разбросанными на идеологическом поле "минами", и не только официозными, но и диссидентскими. Они, эти ребята, не знают, что можно серьезным голосом говорить одно, а внутри себя над этим же смеяться. И даже говорить что-то серьезным голосом так, что всем вокруг будет смешно, потому что все знают, что внутри ты над этим смеешься.

Зато у них есть опыт наглядного лицезрения развала этой державы. Опыт того, как их родители, представители уважаемых традиционных профессий - врачей, учителей, инженеров, превращались в "челноков" или вовсе сидели без денег, при том что государство продолжало доверять им лечение людей, обучение детей и строительство важных объектов.

Казалось бы, цинизм этого нового молодого поколения должен быть беспределен. Не должны они верить ни в Бога, ни в черта. Ни уж тем более в Россию. Ни в ту, которую они "потеряли" (они ее попросту не знали), ни в ту, которая есть, потому что правила жизни и ценности в России за последние годы менялись много раз по непредсказуемому сценарию.

Ничего подобного! Скажу банальность. Это прекрасные и интересные молодые люди. Скажу еще одну банальность. Это залог прекрасного и интересного будущего нашей страны. Они не самоуверенны и открыты для любой информации. Интернет и сотовые телефоны, которые мы порой несправедливо демонизируем, совершенно уничтожили в них то ненормальное состояние ума, в котором пребывало мое поколение в их возрасте. А именно: то, что пишется, говорится и показывается для всех, - это по большому счету неправда. А правда - где-то в другом месте. В ксерокопии, спрятанной под подушкой у соседа по комнате в общежитии, в глушимых голосах западных радиостанций, в книгах, которые не издаются, или между строк тех книг, которые издаются. Вот этого, повторяю, совершенно ненормального состояния ума у них нет. Трех кликов на планшете достаточно, чтобы получить любую информацию. По сотовому телефону можно связаться с приятелем в США. И ничего сверхординарного он тебе не сообщит.

Мне понравилось в них то, что их интересует не сама информация, а то, как с ней работать. Как писать статьи, репортажи? Как работать в критике? В политике? Они заточены на методах работы. А смысл этой работы не вызывает у них сомнения.

Жалко будет, если мы их потеряем...