Вы уже не в первый раз снимаетесь у режиссера Сергея Мокрицкого?
Андрей Смоляков: Я снимался в его дебюте - картине "Запах осени" на Одесской киностудии. Это была первая операторская работа Сергея. Затем, в 2004 году у нас была совместная телевизионная работа - фильм "Охотники за иконами", где Мокрицкий также был оператором-постановщиком. Потом, когда Сергей уже в качестве режиссера стал снимать картину "Битва за Севастополь", он предложил небольшую роль, я с радостью согласился, но… Приглашение неожиданно совпало с другим съемочным процессом. Сергей просил буквально три дня, а я их выкроить никак не мог. Потом, когда я уже посмотрел картину, она мне показалась очень достойной. Так что Сергея Мокрицкого я буду любить, даже играя у него такие роли, как сейчас в фильме "Учитель".
Что за роль? Вы там злодей?
Андрей Смоляков: Мой персонаж - агитатор русской освободительной армии (РОА). Это власовская армия, как вы знаете. В фильме "Учитель" очень интересная роль - сложная своим обаянием. Не хочется делать ее, как в фильмах 40-х годов - карикатурно, хочется сделать с внутренней психологической мотивацией. С другой стороны, душа, так или иначе, погружается в гнев, и получаются странные "вилы". Но все равно актерское начало превалирует - находишь для героя какие-то оправдания, послабления.
То есть, ваш герой в "Учителе" - злодей, но обаятельный?
Андрей Смоляков: Если он агитирует людей поменять взгляды, философию жизни и перейти на сторону врага, то должен делать это убедительно.
Роль большая?
Андрей Смоляков: Большая. В картине всего пять ролей. История происходит в поселке деревенского типа во время войны. Там есть комендант-немец, полицай, школьный учитель и его женщина. Сюжет строится на том, что должен приехать тот, кого немцам поручено хорошо встретить. Но появляется и советский снайпер, который должен убить этого "гостя" (которого я и играю). Психологическая картина.
Вы в этом году были в жюри крупнейшего российского фестиваля "Кинотавр". Фильм "Родина", где вы снимались, был вынесен в программу спецпоказов. Если бы он был в конкурсе, вы не смогли бы быть в жюри?
Андрей Смоляков: Нет. В прошлом году так и случилось. Была картина "Звезда", где я играл одну из ролей - потому и не мог быть в жюри.
В фильме "Звезда" Анны Меликян, получившем в прошлом году приз за лучшую режиссуру, вы были главным героем. А в этот раз на "Кинотавре" вы судили ее новый фильм "Pro любовь", который получил Гран-при. Получается, что вы необъективный судья?
Андрей Смоляков: Я вообще необъективный судья. Я половину конкурсантов хорошо знаю и люблю. Но, если я начинаю играть в эту игру, то все отбрасываю и пытаюсь быть предельно честным и перед собой, и перед остальными.
Жюри "Кинотавра" долгое время не возглавляли актеры. Либо режиссеры, либо продюсеры. Так и на других фестивалях.
Андрей Смоляков: Как правило, возглавляют режиссеры. У нас было то же самое - Алексей Учитель был председателем нашего жюрсовета. Актеры не возглавляют жюри, потому что общесчитано (вот такое слово я сейчас придумал), что все актеры - дураки. Колоссальное заблуждение пятидесятилетней давности.
Какой была работа в фильме "Родина", где вы играете отца главной героини?
Андрей Смоляков: Фильм Петра Буслова, и уже это говорит о многом. Это человек со своим мироощущением, своей философией, своим кинематографическим языком. Внятный и последовательный. С Петром Бусловым это наша вторая совместная работа, причем фильмы шли подряд: сначала был "Высоцкий", потом - "Родина". Но, если картина "Высоцкий" в определенной степени продюсерский проект, то "Родина" - это целиком авторская картина Петра.
Думаете, она взорвет прокат?
Андрей Смоляков: Взорвет, конечно. Трех мнений по ее поводу не будет. Будет два: либо принятие, либо неприятие. Кто-то будет по-хорошему шокирован, а кто-то скажет, что это к кино не имеет никакого отношения.
Высокобюджетный "Викинг" снимается уже очень долго…
Андрей Смоляков: Съемки картины должны закончиться в августе. Снялся в московском блоке в начале июня, а потом съемочная группа уехала в экспедицию. Я играю полоцкого князя Роговолда, в чью дочь влюбляется молодой Владимир. Он убивает отца этой прекрасной девушки и забирает ее себе.
Снова вам придется умирать.
Андрей Смоляков: Да, этот год у меня такой. Но кончины моих героев разные. В "Викинге" эмоционально жесткая сцена. Это славяне, их нравы простые и суровые. Но снято все качественно. Режиссер Андрей Кравчук не может работать по-другому. А еще "Викинг" - это для меня попытка окунуться в детство: надеваю на себя доспехи, меч, кинжал, и все это - настоящее…
Тяжелое?
Андрей Смоляков: Тяжелое. Как же я завидую молодым ребятам, пришло время, когда и у нас стали снимать либо фэнтази, либо исторические картины, как "Викинг".
Вы в свое время еще успели хотя бы в декорациях поиграть, а молодые ребята играют на абстрактном зеленом фоне.
Андрей Смоляков: Нет, на "Викинге" замечательные декорации.
Это редкость в наше время.
Андрей Смоляков: А "Сталинград", к примеру - там тоже декорации. Все, в том числе и декорации, зависит от финансирования фильма, от количества вложенных в него денег. Да, деньги привносят некоторые коррективы, никуда от этого не денешься.
Редко какой российский блокбастер сегодня обходится без вашего участия - "Вий", "Викинг", "Сталинград", "Высоцкий". Еще где-то сейчас снимаетесь?
Андрей Смоляков: Мой однокурсник Сергей Газаров - замечательный артист, режиссер и продюсер. Снимаюсь у него в восьмисерийном телевизионном фильме, рабочее название "Одинокий папаша". История о взаимоотношениях отца и дочери. Я играю друга отца. Отец попал в тюрьму, был лишен родительских прав, а по выходу из мест заключения пытается наладить взаимоотношения с уже почти взрослым 15-летним человеком.
Молодые режиссеры не так часто предлагают людям старшего поколения у них сниматься. Но вас выделяют. Я говорю сейчас о фильмах Анны Меликян, о картине "День выборов 2", где вы сейчас снимаетесь в роли кремлевского чиновника.
Андрей Смоляков: Я же всеядный - в хорошем смысле. Никогда не отказываю ребятам сниматься не то что в дипломных, а даже в курсовых работах. С ними всегда интересно, они помогают жить. И в театре люблю с ними работать. У меня всегда ощущение, что они знают что-то, чего не знаю я. И чувствуют, как я, наверное, не могу. Могут предложить, что угодно - кажется, такого не может быть. А начинаешь думать, осуществлять, и жизнь - меняется.