5 самых кошмарных экранизаций видеоигр в истории

На днях в российский прокат вышла высокобюджетная экшн-комедия Криса Коламбуса "Пиксели". В ней Адам Сэндлер, президент США, карлик из "Игры престолов" и упитанный "ботаник" спасают мир от нашествия видеоигр 80-х. Кино вышло не блестящим, но и не самым, надо признать, плохим. По такому случаю захотелось вспомнить все образцы жанра и выбрать из них самые ужасные и провальные.

При словах "экранизация видеоигры" в памяти первым делом всплывает имя Уве Болла. Данная подборка вполне могла бы целиком состоять из его фильмов, но это было бы слишком просто, да и не хочется обижать остальных. Посему из всех работ "Худшего режиссера всех времен" выбрана всего одна, зато какая. Апофеоз, точка экстремума, Эверест нарочитой бездарности. Встречайте, пункт первый.

"Бладрейн" (2005)

BloodRayne - популярный некогда экшн от третьего лица, протагонистом которого является девушка-полувампир Рейн. Действие разворачивается в 30-е годы (во второй части - в 2000-е) в различных локациях по всему миру. В основном Рейн занимается тем, что борется с нацистами, нацистско-оккультистскими организациями и прочей нечистью. Но только не у Уве Болла. Этот киновредитель просто-напросто выбросил весь оккультизм и нацистскую тематику, перенеся действие непонятно куда и непонятно в какое время, оставив от оригинала лишь зашкаливающий уровень насилия. Зато на многомиллионный бюджет он пригласил голливудских звезд: Бена Кингсли, Майкла Мэдсена, Кристанну Локен, Билли Зейна, Мишель Родригес и даже музыканта Meat Loaf, известного всем по песне из рекламы M&M's I Would Do Anything For Love.

Результат превзошел самые пессимистичные ожидания: изорванный и пожеванный сюжет, состоящий из слабо связанных между собой событий, их абсолютная алогичность, бездарно поставленные боевые сцены и никудышная актерская игра. Если, например, присмотреться к поведению на экране Майкла Мэдсена, закрадываются сильные сомнения в том, что он хотя бы один день на съемочной площадке не притрагивался к спиртному.

"Мистер блондин" в одном из несуществующих интервью так объяснил свое участие в фильме: "Я просто познакомился в баре с каким-то немцем. Потом - все как в тумане: несколько недель мне мерещились вампиры с игрушечными мечами в несуразных нарядах, бледный Бен Кингсли, непонятные люди в лохмотьях, а этот немец что-то кричал на своем языке и снимал все на камеру. Не знаю, сколько времени это продолжалось, однажды я просто очнулся в своей квартире, включил телевизор и увидел трейлер, а в нем - мое лицо. Тогда-то все встало на свои места". Примечательно, что подобную историю Майкл рассказывал в другом несуществующем интервью о своих ролях в творениях Олега Степченко "Мужской сезон: Бархатная революция" и "Сматывай удочки".

Разумеется, вышесказанное не имеет ничего общего с реальностью, однако многое объясняет. Обратите внимание на интонации и количество пауз в следующей сцене с Майклом Мэдсеном (знание английского необязательно) и сделайте выводы самостоятельно:

"Смертельная битва 2: Истребление" (1997)

Многие из так называемого поколения 90-х помнят и любят фильм Пола Андерсона 1995 года "Смертельная битва" по кровавому консольному файтингу Mortal Kombat. И любовь к нему, как правило, прямо пропорциональна ненависти к его сиквелу 1997 года. Первая картина пусть и не была шедевром, тем не менее добилась признания благодаря типажам (особенно крут был Шанг-Тсунг в исполнении Кэри-Хироюки Тагавы), неплохим спецэффектам, бодрым дракам и музыке, врезающейся в память раз и навсегда.

Вторая же картина оказалась сущим кошмаром. Во-первых, она начиналась точно там же, где заканчивалась предыдущая. "И что тут такого?" - спросите вы. А то, что половину основных персонажей внезапно заменили другими актерами. В считанные минуты Рейден из Кристофера Ламберта превратился в гибрид Дэвида Боуи и Билли Айдола, Соня Блэйд - в "спасателя Малибу", а Джонни Кейдж прибавил килограммов 10 веса.

Кроме того, рукопашные схватки растеряли стиль и стали похожи на прыжки нелепо одетых балерин на батуте. Весь нарратив заменили шизофазическими тирадами сменившего имидж Рейдена в перерывах между поединками. Откуда-то взялся Скорпион, убитый Джонни Кейджем в первой части, а новые герои появлялись с частотой стробоскопа.

Если андерсоновская "Смертельная битва" вполне заслуженно окупилась шесть раз, то ее продолжение так же заслуженно провалилось, заработав своим создателям всего пять миллионов сверх бюджета. С тех пор никто так и не рискнул продолжить франшизу, хотя слухи о ее перерождении циркулируют уже очень давно.

"Супербратья Марио" (1993)

Жанр киноигр был обречен изначально. И лучшее тому доказательство - самый первый его представитель. "Супербратья Марио" имели все для успеха: культовая игровая серия, взятая на переработку, внушительный состав исполнителей, огромный по тем временам бюджет в 48 миллионов долларов, композитор Алан Сильвестри, нанятый для написания саундтрека. Казалось бы, что могло пойти не так? Не так пошло практически все.

От вселеннной Mario Bros. голливудские воротилы не оставили камня на камне. Король Купа (он же Bowser) из аномально большой черепахи мутировал в Денниса Хоппера. Сам Деннис Хоппер из прекрасного лицедея, номинанта на "Оскар" - в чудака с дурацкой прической. На роли итальянских водопроводчиков назначили англичанина Боба Хоскинса и латиноамериканца Джона Легуизамо. Принцесса Дейзи переквалифицировалась в археолога. Перечисленного уже достаточно, чтобы заставить фанатов игры негодовать, но авторы пошли дальше.

Страдать должны все. Именно такое кредо стоило вынести в качестве слогана на постер, ибо только им можно объяснить, почему сценарий, который писали аж три человека, вышел столь ужасным. Эволюционировавшие динозавры из параллельного мира, выглядящие в точности, как люди, но яйцекладущие (постарайтесь не представлять), сюжет, реплики персонажей, актерская игра - все это вызывает почти физическую боль. Как результат - кассовые сборы не дотянули и до половины впустую затраченной суммы. Даже музыка Сильвестри, единственное, что сделано в "Супербратьях Марио" на совесть, лишь подчеркивает убогость происходящего на экране. Чтобы максимально ее прочувствовать, необязательно смотреть фильм. Достаточно взлянуть на образец актерской игры Денниса Хоппера:

"Уличный боец" (1994)

Опять же, на первый взгляд, ничто не предвещало беды. Стивен Е. де Соуза до экранизации Street Fighter зарекомендовал в нескольких недурных проектах: "Крепкий орешек", "Бегущий человек", "Коммандос", "48 часов". Правда, прежний его режиссерский опыт на тот момент ограничивался работой на телевидении в сериале "Байки из склепа", а его сценарий "Гудзонского ястреба" удостоился престижной антинаграды "Золотая малина". Зато на главную роль был взят тогда еще успешный Жан-Клод Ван Дамм, а на роль его врага - обладатель "Золотого глобуса" Рауль Хулиа. Даже мировую поп-звезду Кайли Миноуг каким-то образом заставили перевоплотиться в одного из женских персонажей.

Откуда же взялся унизительный рейтинг на IMDB в 3.7 балла? Начнем с того, что в картине "Уличный боец" нет никаких уличных бойцов. Но это, допустим, не самое страшное. В тех же "Пикселях" тоже ведь пикселей нет, одни воксели. Контрольный выстрел в голову "Уличному бойцу" сделал сценарий, этот бич всех адаптаций видеоигр. Бессмысленные, слабомотивированные действия героев, полчища невнятных плоских говорящих големов вместо живых людей - необходимый и обязательный минимум для гарантированного провала перевыполнен.

Карикатурный вояка генерал Байсон, ставший со временем интернет-мемом, установил в вымышленной азиатской стране Шабалу криптофашистский режим. Полковник Уильям Гайл, командующий странно одетыми солдатами ООН, стремится уничтожить Байсона. Тут сюжет заканчивается - и начинается показ немыслимого количества бойцов из оригинальной игры, скопированных на широкий экран оптом, безо всяких характеров. Все они ненатурально дерутся и еще более ненатурально играют.

Отдельно стоит отметить Ван Дамма. Скажем спасибо героическому Борису Щербакову, спасшему российского зрителя от дикции бельгийского каратиста-балеруна, вызывающей, по отзывам англоязычных зрителей, кровотечение из ушей. Чтобы не быть голословным, и чтобы вам жизнь медом не казалась, ниже приведен отрывок из фильма. Духоподъемная нечленораздельная речь бравого американского командира Гайла перед своими подчиненными. Наслаждайтесь:

"D.O.A.: Живым или мертвым" (2006)

Последний пункт в сегодняшнем хит-параде кошмаров - тоже кинофайтинг. Основной отличительной чертой оригинальной игры Dead or Alive был отдельный физический движок, отвечающий за подпрыгивание грудей девушек-каратисток. Тем игра и полюбилась геймерам. Пол Андерсон выдвинул себя на должность продюсера экранизации. Возможно, именно поэтому сюжет "D.O.A.: Живым или мертвым" оказался подчистую сворован у "Смертельной битвы" заодно с ее главным актером Робином Шоу, отряженным в "D.O.A.: Живым или мертвым" на эпизодическую комическую роль.

Три девицы - китайская принцесса, американская звезда женского рестлинга и воровка - получают приглашения на секретный турнир, которым заведует седеющий Донован (Эрик Робертс). Как нетрудно догадаться с первых кадров, принцесса изображает Лю Кэнга, звезда рестлинга - Джонни Кейджа, воровка - Соню Блейд, а Эрик Робертс - Шанг Тсунга. Все остальное можно описать словами "женский Mortal Kombat".

Турнир проходит не в мрачном месте в другом измерении, а на фешенебельном тропическом острове со всеми удобствами. Кулачные дуэли проводят в перерывах между вечеринками, спа-процедурами, выяснением отношений между отцами и детьми, попытками грабежа, игрой в волейбол, курортными романами, поисками пропавших родственников и прочими увеселениями. А здешний Шанг Тсунг Эрик Робертс совсем не питается душами поверженных врагов, и даже не желает завоевать мир. Вместо того он с помощью своего верного помощника-очкарика проектирует специальные очки, способные считывать движения и приемы соперников. Однако срабатывает такой фокус лишь в том случае, если сопернику предварительно ввести в кровь дозу особых нанороботов. Не самая удачная идея для стартапа, однако каким-то образом находится несколько инвесторов, готовых потратить на гаджет кучу денег.

Зато зрителей, готовых потратить свои деньги на просмотр "D.O.A.: Живым или мертвым" не нашлось, и из 30 миллионов бюджета окупились чуть более четверти. Тот самый случай, когда впечатление о ленте можно составить по ее трейлеру: