Именно этим обстоятельством можно объяснить то, что Турция призвала к экстренной встрече послов всех 28 стран, входящих в НАТО. Она должна пройти 28 июля. Анкара сослалась на статью 4 договора НАТО, которая призывает к экстренной встрече Альянса, когда государство, входящее в блок, полагает, что его независимость и безопасность находятся под угрозой.
Формальным основанием для проведения внеплановой встречи на полях Альянса стал теракт в турецком Суруче на прошлой неделе. Террорист-смертник подорвал себя в студенческом лагере, где в основном собрались курды и активисты левых движений, которые намеревались восстанавливать объекты в соседнем Ираке. Удивительно, но курды и официальные власти Турции по-разному отреагировали на теракт. Если Анкара обвинила в нем группировку ИГИЛ (ее деятельность запрещена в РФ согласно решению Верховного суда России. - Прим. "РГ"), то курды взглянули на проблему по-своему. Представители Рабочей партии Курдистана (РПК) фактически обвинили власти в содействии деятельности боевиков, заявив, что полиция в приграничных городах работает на ИГИЛ.
От слов они перешли к делу, показательно расстреляв двух турецких полицейских, которые, по версии РПК, находились на содержании экстремистов и потворствовали им. В результате трансграничная кампания, которая была начата Анкарой сначала против позиций ИГИЛ в Сирии, неминуемо расширилась за счет рейдов на границе страны и на севере Ирака против повстанцев РПК, которые сами резко выступают против деятельности джихадистской группы.
Таким образом, экстремистам удалось "быстро навести смуту": объявить уже официальный джихад властям Турции, которые, по сути, "вписались" в антитеррористическую кампанию коалиции во главе с Соединенных Штатов, от чего Анкара под разными предлогами уклонялась на протяжении многих месяцев. Во-вторых, вбить основательный клин в хрупкий процесс перемирия, которое с таким огромным трудом было достигнуто между турецкими властями и курдским меньшинством в 2013 году после нескольких десятилетий кровавого конфликта, унесшего в Турции около 40 тысяч жизней.
Эскалация конфликта нарастает день за днем. Турецкие военные вечером в воскресенье произвели серию новых атак с воздуха на позиции курдских повстанцев. Для совершения авиаударов турецкие истребители F-16 вылетели из города Диярбакыр на юго-востоке Турции и направились в сторону тыловых баз РПК в горы Кандиль, в провинцию, которая находится в центре иракского Курдистана. Анкара упорно продолжает называть свою кампанию "антитеррористической". Обозленные курды заявили, что больше не будут соблюдать условия перемирия, которое они заключили с турецким правительством. По данным РПК, в ходе авиарейдов был убит 31 человек, в основном курдские дети. Курды обещают протестовать и мстить. РПК уже взяла на себя ответственность за подрыв автомобиля, который убил двух солдат, а также убийство двух полицейских в прошлую среду.
Обстановка в стране крайне накалена: турецкие силы безопасности с пятницы произвели аресты, по меньшей мере, 851 человека, подозреваемого в сотрудничестве с ИГИЛ, РПК и марксистской революционной организацией "Фронт Народно-освободительной партии" (DHKP-C) по всей стране на том основании, что они представляют угрозу для государства.
В ответ на серию арестов по всей Турции прокатились акции протеста. В воскресенье протестующие левого толка забросали камнями и бутылками с зажигательной смесью полицейских, которые ответили на это применением водометов и пластиковых пуль. Полицейский Мухаммет Фатих Сиври был убит выстрелом неизвестного в грудь из близлежащего здания в тот момент, когда он пытался произвести арест участников столкновений. Сиври был доставлен в больницу, но скончался от ран. Полицейские в Турции получили приказ выходить на патрулирование улиц только в полной экипировке, в бронежилетах и максимально повысить бдительность в связи с угрозой терактов, направленных на представителей сил безопасности. Протестующие обвиняют турецкое правительство в том, что оно использует последние теракты в качестве политического инструмента, чтобы иметь возможность подавить деятельность курдских и левых политических группировок, не связанных с насилием.
Карт-бланш от Вашингтона Анкара уже имеет: Белый дом выразил удовлетворение готовностью Турции активизировать свою роль в действиях коалиции против ИГИЛ, а также поддержал право турецких властей бомбить лагеря РПК, которую Соединенные Штаты квалифицируют как террористическую группировку. В то же время канцлер ФРГ Ангела Меркель призвала премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу "не прерывать мирный процесс с курдами, а продолжить его, несмотря на все трудности".