Государство планомерно реализует различные меры поддержки предприятий легкой промышленности начиная от субсидирования процентной ставки и заканчивая льготным долговым финансированием. Все эти меры, по сути, направлены на снижение себестоимости производимых товаров, поддерживая уже сложившийся рынок традиционной продукции легпрома. Однако для того, чтобы конкурировать с технологически развитыми странами, уже сейчас создающими передовые разработки в области легкой и текстильной промышленности, работать "по старинке" недостаточно. Нужно сделать еще один важный шаг - создать комплексную отечественную инфраструктуру инновационной деятельности в области легпрома.
В легкой промышленности "нелегкая" ситуация, говорят многие эксперты. На этом фоне все чаще звучат призывы к введению дополнительных мер поддержки легпрома. Значит ли это, что уже реализованные инструменты не работают? Вовсе нет. Дело в том, что они направлены на поддержку уже существующего рынка традиционной продукции и не ведут к коренным изменениям в отрасли.
Согласно аналитике минпромторга, инвестиции в легкую промышленность выросли за год почти на 50% и уже превысили 13 млрд руб. Кроме того, за последнее время государство приняло целый комплекс документов и мер, нацеленных на поддержку легкой и текстильной промышленности. Так, в апреле правительство РФ приняло постановление о субсидировании процентной ставки по кредитам на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов. Эта мера позволяет оказать финансовую поддержку компаниям, которые несут расходы инвестиционного характера не только на строительство производственных зданий и сооружений, но и их реконструкцию. Ранее - в марте - были утверждены правила предоставления промышленным предприятиям субсидий из федерального бюджета, и минпромторг в этом году выделил 58 млн рублей на субсидии предприятиям легпрома. Эти средства будут направлены на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на пополнение оборотных средств, а также финансирование текущей производственной деятельности.
Кроме того, недавно у предприятий появилась возможность получить от государства помощь в виде субсидирования понесенных затрат на НИОКР.
В целом по госпрограмме "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", рассчитанной до 2020 года, на поддержку легпрома в этом году предусмотрено более 1,5 млрд руб. Из них только на субсидии - на "оборотку", техперевооружение и реализацию новых инвестпроектов - выделено больше 700 млн руб.
Кроме того, начал активную работу Фонд развития промышленности (ФРП), который выдает льготные займы под 5% годовых на 5-7 лет. В конце июня этого года Наблюдательный совет фонда внес существенные изменения в программу софинансирования импортозамещающих проектов. Так, предельная величина выдаваемых фондом льготных займов на осуществление проектов увеличена до 500 млн руб. В июле 2015 года в фонд поступило свыше 1000 заявок на общую сумму почти 400 млрд руб. К сожалению, из них только 25% формально соответствуют критериям. При этом на начало июля экспертный совет ФРП одобрил к финансированию 16 проектов, то есть всего около 1,5% от общего числа поданных заявлений.
Безусловно, работа Фонда развития промышленности - хорошая новость для всего рынка. В частности, в отличие от банков он финансирует необходимые опытно-конструкторские и технологические работы, без которых невозможно производство инновационной продукции. Кроме того, механизм фонда скрывает в себе до сих пор неиспользуемый потенциал, ведь выделяемые средства можно рассматривать не только как инструмент для покупки оборудования. Эти средства, по сути, могут стать первоначальным взносом по лизинговым и другим платежам для приобретения такого оборудования. Грамотное использование этого механизма позволит предприятиям приумножить привлеченные средства в 5-8 раз.
Однако зачастую проблема заключается в том, что многие компании просто не знают, как правильно заполнить форму для получения такого кредита. По данным департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, в 2013 г. было рассмотрено 1,5 тыс. заявок на получение субсидии, при этом большая часть из них была отклонена только из-за неверно оформленных документов. Поэтому, на мой взгляд, нужно усиливать информационную работу с предприятиями, помогать им правильно "упаковывать" свои проекты. Многие предприниматели, работающие в сфере легпрома, не имеют достаточных ресурсов, чтобы грамотно представить свой проект и воспользоваться предлагаемыми мерами поддержки уже производимых товаров. На разработку же принципиально нового конкурентоспособного продукта нужны еще большие усилия.
Как показывает практика, малые и средние компании - небольшие швейные и обувные предприятия - не в состоянии содержать развернутый штат сотрудников, которые бы проводили исследования, изучали формирование спроса, проводили испытания новых образцов, разрабатывали современные технологии, выводили продукт на рынок. Полностью частной отрасли сложно оторваться от решения сиюминутных проблем и задач и посмотреть на перспективу. Это способно сделать только государство, решая комплексную задачу долгосрочного прогнозирования, разработки передовых решений и развития отрасли нового технологического уклада.