Уважаемый Александр Григорьевич!
Коллектив Брянского камвольного комбината выражает Вам уважение и с удовлетворением отмечает большие успехи в работе руководителей различных уровней власти и трудовых коллективов, которые достигнуты в экономической и социальной сферах жизни Республики Беларусь.
Это и хорошее благоустройство городов и сельских поселений; современная развитая улично-дорожная сеть городов и междугородних автомобильных дорог; качественные продукты питания; современные молочно-товарные фермы и растениеводство в АПК; конкурентоспособная продукция таких предприятий, как Минские автомобильный и тракторный заводы, Оршанский льнокомбинат, Могилевское и Светлогорское ПО "Химволокно" и многое иное. Все эти достижения и сформировали спокойствие и уверенность в завтрашнем дне подавляющего большинства жителей республики.
14 ноября 2013 года Вы подписали Указ N510 "О некоторых вопросах деятельности открытого акционерного общества "Камволь", направленный на реализацию инвестиционного проекта по модернизации минского предприятия с целью последующей выработки им 6,0 млн погонных метров камвольных тканей в год к 2016 году.
Мы рады за коллег, так как импортозависимость России по камвольным тканям составляет более 90%, и место на гражданском рынке для белорусских тканей, конечно, есть.
Вместе с тем традиционно изготовление тканей для форменной одежды военнослужащих и сотрудников министерств и ведомств России осуществляли российские камвольщики. И здесь между белорусскими и российскими предприятиями возник спор, который вызывает у нас сожаление и недоумение.
Правительством Российской Федерации изданы распоряжения, устанавливающие в качестве дополнительного технического условия исполнения государственных контрактов на поставку вещевого имущества для министерств и ведомств России обязанность поставщиков осуществлять закупку камвольных тканей для производства форменной одежды у ООО "Брянский камвольный комбинат".
Логика российского правительства хорошо понятна. Так называемая конкуренция в этой сфере госзакупок традиционно приводит либо к вымыванию оборотных средств камвольщиков и банкротствам, либо к манипулированию поставщиков с поставками тканей, не соответствующих техническим условиям заказчика (заниженное содержание шерсти, уменьшение количества нитей в основе и иное). Сложность состоит также в том, что контролировать качество тканей в уже изготовленных швейных изделиях проблемно, санкции к такому недобросовестному поставщику применить затруднительно. Возврат поставщику изделий, не соответствующих ТУ заказчика, на практике не реализуем, ведь бюджетные средства связаны контрактом, возможны судебные разбирательства, да и нежелательно оставить офицеров без форменной одежды и т.д.
Поэтому принятое Правительством Российской Федерации решение о закупках камвольных тканей с применением дополнительных условий исполнения контрактов на поставку вещевого имущества на данном этапе является единственно верным и обоснованным.
В концерне же Беллегпром считают по-другому, якобы необходимо создать условия для обеспечения "равного доступа" всех предприятий ЕАЭС к государственным и муниципальным заказам. По этому поводу у нас есть ряд замечаний.
Сотрудничество в рамках Евразийского союза требует от нас проявления солидарности. Как известно, российские камвольщики не участвуют в обеспечении государственного заказа в Республике Беларусь и не предпринимают подобных попыток. Мы понимаем: это особый рынок, который крайне важен для местного производителя - ОАО "Камволь", чье производство способно полностью обеспечить государственные нужды республики с избытком.
Но и в России камвольное производство в настоящее время существует и полностью покрывает нужды государственного заказа. С 2002 года тысячный коллектив ООО "БКК", преимущественно женский, поставляет до 80% всех камвольных тканей для форменной одежды военнослужащих и сотрудников таких министерств и ведомств, как Минобороны России, МВД России, ФСБ России, Генпрокуратуры России, и др. Примерно 10% поставлял "Павлово-Посадский камвольщик", 5%-6% - Свердловский камвольный комбинат и ОАО "Камволь" (Беларусь) - 3-4%.
Очевидно, необходимо отметить, уважаемый Александр Григорьевич, что Ваши помощники, осенью 2013 года готовившие Вам информацию об отсутствии камвольного производства в России, ввели Вас в заблуждение, так как в 2013 году только ООО "БКК" изготовило 2,8 млн метров ткани и еще примерно по одному миллиону метров два иных российских комбината. Минское ОАО "Камволь" изготовило в 2013 году примерно около 1,0 млн метров тканей (около 20% от российского объема выпуска).
Конечно, наши предприятия пока не имеют таких мер финансовой поддержки, которые предприняты Вами в отношении ОАО "Камволь". До соответствующего решения президента России мы постоянно балансировали на грани банкротства и ликвидации, а наша средняя заработная плата составляет всего 13,5 тысячи российских рублей в месяц. Но мы получили надежду на стабильную работу, в значительной степени модернизировали производство, производим ткани европейского уровня и рассчитываем на комфортные условия для работы на внутреннем рынке Российской Федерации, хотя бы в части обеспечения государственного заказа.
Установленная мощность ООО "БКК" - 3,0-3,5 млн метров тканей в год. В 2015 году государственный заказ составил около 2,0 млн метров на сумму примерно 1,2 млрд. рублей, из которых нами было передано по 200 тыс. метров на исполнение "Павлово-Посадскому камвольщику" и Свердловскому камвольному комбинату по тем же ценам, которые платит заказчик, понимая, что им также необходима работа.
Таким образом, для российских предприятий принятие указанных выше распоряжений Правительства России не обернулось потерей заказов. Поэтому мы удивлены и не понимаем, почему минское предприятие ОАО "Камволь", которому в соответствии с Вашим Указом от 14 ноября 2013 г. N 510 выдан фактически беспроцентный и беззалоговый кредит около 55,0 млн евро, и примерно 34,0 млн евро выделено Минским горисполкомом на безвозвратной основе для финансирования строительно-монтажных работ и которое поставляло для наших военных не более 3-4% тканей, должно теперь иметь "равный доступ" к российскому госзаказу?
Что же касается большинства мер поддержки ОАО "Камволь" в рамках Указа N 510, то они являются, по оценкам экспертов, прямыми и непрямыми государственными специфическими субсидиями, поскольку применяются в отношении конкретного предприятия. В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 93 Договора о ЕАЭС и пунктом 4.10 приложения N28 к Договору о ЕАЭС такие субсидии запрещены в случае, если результатом предоставления одним государством-членом специфической субсидии является причинение ущерба отрасли национальной экономики другого государства-члена. Мы не знаем, какое решение будет принято нашим Правительством по этому вопросу, но о каких равных условиях конкуренции может идти речь при столь огромной государственной поддержке Вами своего производителя? Мы полагаем, что конкуренция будет не равной.
В настоящее время ОАО "Камволь" имеет свободный доступ на наш рынок, за исключением заказов министерств и ведомств России, объем которых составляет всего 5-10% от объема российского рынка. У наших белорусских коллег есть все возможности развивать присутствие в других сегментах рынка, в том числе поставляя ткань на швейные предприятия, занимающиеся изготовлением одежды для обучающихся. Кроме того, высок потенциал сотрудничества российских и белорусских предприятий Легпрома по экспорту продукции в третьи страны. В этой связи рассматриваемый конфликт выглядит бессмысленным и вредоносным для дальнейшего развития отрасли в наших странах.
Известно, что на чужом горе счастье не построить. Именно эту ошибку сейчас пытается совершить руководство ОАО "Камволь".
Уважаемый Александр Григорьевич! Будучи уверенными в том, что президент России В.В. Путин и правительство России не оставят наш комбинат без работы, мы все же обращаемся к Вам с просьбой - дать поручение Правительству Республики Беларусь обратиться в Евразийскую экономическую комиссию с просьбой об отмене соответствующего решения Коллегии ЕЭК от 14 июля 2015 г.
На Ваше решение.
Коллектив Брянского камвольного комбината