"Попытки ввести "налог на мусор" предпринимались в разное время, но они ни разу не увенчались успехом, - говорит Ольга Пономарева, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "СБП". - Сегодня, к примеру, в региональном законодательстве Москвы уже есть штрафные санкции за мусор вокруг точек питания, есть положения в КоАП, которые устанавливают штрафы за несвоевременный вывоз мусора, отсутствие урн возле заведений общепита".
Так, если точка общепита не имеет урн, административно-техническая инспекция может оштрафовать ее владельцев на сумму от 5 до 50 тысяч рублей в зависимости от того, зарегистрировано заведение как ИП или как юридическое лицо. Если мусор валяется рядом с урной, владельцы точки общепита заплатят около 20 тысяч рублей. Эксперты отмечают недоработку документа. В нем нет четкого объяснения, почему налог вводится исключительно для точек питания. А такие потенциальные поставщики мусора, как газетные, цветочные и билетные киоски, от него освобождены.
Актуальным вопросом является целевое использование полученных средств. "Теоретически эти средства должны распределяться из бюджета города в бюджеты городских округов, на территории которых работают точки общепита. Затем деньги должны поступать в организации, которые занимаются уборкой и вывозом мусора, а районная администрация должна контролировать эту деятельность, - рассказывает Ольга Пономарева. - Как на протяжении всей этой финансово-распределительной цепочки можно будет отследить средства и проверить их целевое расходование - это вопрос финансовой дисциплины, соблюдения регламентов, справедливых тендеров и открытости информации о распределении средств городского бюджета". Коррупционные риски при введении такого платежа довольно высоки. Во многом от властей города будет зависеть, станут ли города, в которых будет введен такой налог, чище.
Конечно, владельцы заведений общепита новому налогу не обрадуются, но спрогнозировать реальные действия представителей этой сферы деятельности можно и сегодня. "Для кого-то это станет последней каплей, и ему будет проще закрыть бизнес, чем зарабатывать меньше или даже работать в убыток", - считает Ольга Пономарева. Причем среди точек питания, которые будут близки к закрытию, преимущественно малый бизнес. "Именно он и является основным поставщиком данной услуги", - говорит Диана Маклозян, руководитель правового департамента консалтинговой компании Heads. "Для крупных сетей этот налог, наверное, не будет критическим", - добавляет Ольга Пономарева. Не станет налог решающим фактором и для ресторанных сетей, работающих на бойком месте в торговом центре. А международные сети общепита и вовсе не придадут новому налогу большого значения.
"Инициатива опять возвращает нас к изобретению новых налогов", - считает Диана Маклозян. Причем пострадавшей стороной окажутся именно потребители услуг, считает Ольга Пономарева: "Однозначно введение этого налога подтолкнет цены на товары в сторону увеличения. Предприниматели вряд ли захотят снижать свою норму прибыли и будут компенсировать ее за счет потребителей".