По некоторым продуктам питания рост действительно есть, особенно в розничной сети увеличилась доля творога и сливочного масла, а также свинины, колбасных и мясных изделий, кур, пшеничной муки, пшена, гороха и манной крупы местного производства. Вместе с тем снизилась доля донского риса, пшеничной, кукурузной и ячневой круп, рафинированного растительного масла, а также консервированных огурцов и томатов.
Увы, по присутствию местной рыбы и рыбной продукции в торговых сетях нельзя сказать, что Дон сохранил статус рыбной столицы. Доля мороженой рыбы ростовских производителей составляет всего около двух процентов, рыбных консервов и пресервов - четыре с половиной процента, живой и охлажденной рыбы - 12,9 процента.
В рамках исследования изучены каналы сбыта выращенной прудовой рыбы. Всего четыре с половиной процента опрошенных назвали в качестве основных каналов реализации самостоятельную розничную продажу или сбыт в крупные розничные сети. Менее пяти процентов прудовых хозяйств имеют возможность самостоятельно перерабатывать выращенную рыбу.
Впервые была изучена доля плодоовощной продукции. Полученные данные говорят о том, что местный картофель и капуста в магазинах региона в большом дефиците весной, а донские яблоки занимали примерно лишь пятую часть от общего объема. Картофель, томаты, морковь, лук и яблоки поставлялись в Ростовскую область главным образом из-за рубежа.
Летом, естественно, ситуация изменилась, прилавки наполнились местными овощами и фруктами благодаря новому урожаю.
Запрет ввоза в Россию некоторых импортных продуктов питания освободил определенную нишу в торговых точках Дона. Но в большой степени она заполняется не местными товарами, а ввозимыми из других регионов. Основные конкуренты дончан по продажам продовольственных товаров - краснодарские, воронежские и белгородские производители. В первую очередь, речь идет о животноводческой продукции, мясе и молоке.
Как уверяют эксперты, у пищевых предприятий Ростовской области есть потенциал, чтобы завоевать региональный потребительский рынок.
Однако оставляет желать лучшего сотрудничество местных производителей с торговыми сетями. По данным опроса менеджеров донских пищевых производств, у большинства из них не получается успешно взаимодействовать с сетевиками.
К примеру, производителям далеко не всегда удается договориться об условиях поставок продукции из-за навязывания сетями дополнительных соглашений к основному договору.
С другой стороны, сами пищевые предприятия во многих случаях не способны обеспечить крупным торговым компаниям требуемый объем поставок продукции.
Лилия Гончарова, начальник отдела экономического анализа и прогнозирования департамента потребительского рынка Ростовской области:
- Предыдущие исследования присутствия местных продуктов питания на региональном рынке проводились в 2011 и 2013 годах. Поэтому можно сопоставить прежние результаты с сегодняшними. Полученная информация доведена до отраслевых министерств. Кроме того, с ней может ознакомиться любой желающий на сайте нашего департамента в разделе "Аналитические материалы". Результаты исследования будут детально обсуждены на круглом столе, который пройдет в региональной Торгово-промышленной палате с участием самих производителей и торговых предприятий. В итоге будут выработаны рекомендации для насыщения регионального потребительского рынка донской продукцией. Особое внимание планируется уделить развитию системы добровольной сертификации "Сделано на Дону".