В целом хотелось бы отметить положительную оценку регионами Национального рейтинга. Думаю, во многом это стало результатом нашей работы в прошлом году. Пилотный рейтинг, сборник лучших практик, обучение для региональных команд, публичные обсуждения результатов позволили детально ознакомить максимальное количество региональных и федеральных чиновников (учитывая, что в рейтинге оценивается и работа территориальных органов ФОИВ) с нашим проектом и его спецификой. На сегодня большинство региональных команд понимают значимость и практическую полезность рейтинга. При этом не скрою, что мы слышали отдельные резкие высказывания в его отношении.
Хочу напомнить, что Национальный рейтинг сформирован на основе опроса более 200 тыс. предпринимателей. Это действительно объективное мнение бизнеса о состоянии регионального инвестиционного и делового климата, поэтому предлагаем регионам идти по конструктивному пути. Лучше улучшать свою работу, чем отрицать существующие недостатки, которые выявлены по результатам анкетирования сотен предпринимателей в каждом из регионов.
Теперь давайте разберемся с претензиями по существу.
На Дальнем Востоке или в Сибири нам говорят: мы далеко от федерального центра, не надо нас сравнивать с теми, кто близко. Но показатели рейтинга были подобраны таким образом, чтобы расположение или структура экономики региона минимально влияли на результаты. Те же принципы были использованы и при подготовке сборника лучших практик по улучшению инвестиционного и делового климата - они могут быть реализованы в каждом регионе вне зависимости от географического положения и любых других условий. Более того, часть субъектов-доноров лучших практик по рейтингу 2014 года находятся за пределами Центрального федерального округа. Это Якутия, Красноярский край, Тюменская область, Приморский край, Свердловская область. Да и среди лидеров рейтинга-2015 у нас есть регионы Сибирского федерального округа.
В связи с этим удаленность или приближенность в федеральному центру не может влиять на оценку региона. То, что действительно оказывает влияние, так это качество работы региональной команды по реализации лучших управленческих практик.
Да, бюджетная обеспеченность регионов везде разная, но в структуру Национального рейтинга входят лишь несколько показателей, связанных с финансовой поддержкой бизнеса, которая зависит от объема регионального бюджета.
Кризис не мог не сказаться на состоянии региональных бюджетов, но финансовые проблемы не должны стать поводом для отказа от системной работы по улучшению инвестиционного и делового климата. Даже в сложных экономических условиях субъекты РФ могут улучшать регуляторную среду для бизнеса, межведомственное взаимодействие с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, повышать клиентоориентированность в работе агентства по привлечению инвестиций и др. В конечном итоге можно повышать эффективность и прозрачность предоставления имеющихся объемов поддержки - это очень важно для бизнеса.
В целом рейтинг региона не определятся значением макропоказателей, но одна зависимость в этом году выявлена - это зависимость средних темпов роста ВРП на человека от индекса рейтинга. В регионах-лидерах и регионах, показывающих высокую динамику, среднедушевой ВРП растет более высокими темпами. Улучшая компоненты деловой среды и повышая привлекательность региона для инвесторов, органы власти одновременно решают задачу роста ВРП, создают условия для повышения уровня жизни населения.
Немало вопросов нам задают и по методологии рейтинга, формированию выборки для опросов. Говорят: никто не знает, каких предпринимателей вы опрашиваете, может, это владельцы торговых точек. Ну, во-первых, выборка соответствует структуре экономики. Во-вторых, мне кажется, что малые предприниматели чувствительнее всего к условиям ведения бизнеса. Крупной компании легче отстоять свои права - есть команда юристов, да и диалог вести с властями проще. Но, как вы понимаете, среди 200 тыс. опрошенных есть предприниматели разного уровня - микро, малые, средние и крупные.
В-третьих, оценка, которую дают предприниматели, должна быть независимой, а залогом такой независимости может быть только конфиденциальность респондентов.
Хочу подчеркнуть: методология рейтинга - это не догма. По сравнению с "пилотом" она была немного скорректирована, самые сильные изменения были в блоке "Развитие малого бизнеса", однако результаты в целом сопоставимы. По некоторым показателям, не вошедшим в расчет рейтинга, но интересным бизнесу и региональным властям, будем готовить аналитику, например, по подключению к газопроводу.
Возможно внесение изменений в методологию будущего рейтинга, но с обеспечением преемственности результатов.
В качестве заключения. Нам ставят в вину, что своим рейтингом мы вредим имиджу региона, он отпугивает иностранных инвесторов. Но те смотрят на множество факторов, и рейтинг - лишь один из источников информации. Основной целью рейтинга является оценка усилий региональных властей по улучшению инвестиционного и делового климата. Это инструмент, благодаря которому региональный бизнес может сигнализировать о том, что есть определенные проблемы, и их надо решать. Результаты рейтинга должны стимулировать региональные власти к конструктивным системным изменениям. Если в регионе через результаты рейтинга осознали необходимость изменений, начали системно работать, стали добиваться реального результата, то и имидж региона в глазах граждан, экспертов, федеральных властей, инвесторов только улучшится.