"Экономика по требованию" стала набирать мировую популярность

Заказать еду, подстричься, вызвать врача себе или ветеринара питомцу, нанять репетитора для ребенка или инструктора по йоге - для всего этого скоро не нужно будет выходить из дома. Все, что вам потребуется, это смартфон, в котором установлено мобильное приложение, где вы регистрируетесь и "привязываете" к своей учетной записи номер банковской карты. Остальное приложение сделает само - примет заказ, найдет подходящего специалиста и в удобное время направит его прямо к вам домой. А деньги за услуги автоматически спишутся с карты.

Все это стало возможным благодаря набирающей популярность во всем мире новой модели ведения бизнеса - "экономике по требованию" (on-demand economy). В ее основу заложен тезис о том, что потребитель может в любое время в любой точке мира получить то, что захочет. Причем если в продвижении товаров эта модель работает уже не первое десятилетие - онлайн-магазины стали такими же привычными, как и обычные точки продаж, а в некоторых категориях даже потеснили их, то в продвижении услуг модель только-только начинает продвигаться.

Устроена модель довольно просто. В ее основе - мобильное приложение, которое можно назвать своеобразным "диспетчером" между поставщиками услуг и их потребителями. Его прибыль состоит в комиссии, которую электронная площадка берет за то, что связывает продавца и покупателя. Это удобно и тем, и другим - если вы, например, массажист, вы можете зарегистрироваться в приложении как поставщик услуг, обозначить свои навыки и цены, а после прохождения системы проверки получить сертификат, то есть авторизацию от приложения, и из него же получать клиентов. Если же вы клиент и хотите получить массаж, специалист, которого вы выбрали, придет прямо к вам домой, и вы будете уверены в том, что он проверен.

Основное преимущество модели в том, что отсутствие лишних звеньев в цепочке позволяет значительно снизить конечную стоимость услуг для потребителя. Нет необходимости арендовать офис, нанимать персонал, платить за маркетинг и рекламу. Кроме того, приложение позволяет получить услугу намного быстрее, чем в традиционной модели - в его основу положен принцип геолокации, то есть когда поступает заказ, приложение автоматически определяет, где находится клиент, и направляет к нему ближайшего специалиста. Ускоряет работу и автоматизация всех процессов - от размещения заказа до оплаты услуг.

"Примерами "экономики по требованию", помимо такси, могут являться практически любые услуги, - считает управляющий директор Prostor Capital Михаил Марченко. - Курьерская доставка, услуги в сфере красоты, ремонта, сервиса, дизайна, а также любые профессиональные бизнес-услуги - юридические, финансовые и даже консалтинговые. Например, Expert360, которая является онлайн-площадкой по поиску консультантов".

Первопроходцем в реализации новой модели стала компания Uber - инновационный сервис для вызова такси работает сегодня во многих странах мира, в том числе и в России. Приложение позволяет вызвать ближайшую к месту нахождения клиента машину, за счет чего поездка обходится дешевле, чем в обычном такси. Водителем также может стать практически любой желающий - однако для этого надо пройти сертификацию в сервисе. С момента появления компании в 2009 году у нее появилось множество последователей, которые в основу своих сервисов по вызову такси заложили ту же модель.

"На наш взгляд, за подобными системами - будущее, причем в любых областях. Подобные системы меняют отрасли и заставляют целые направления бизнеса оптимизировать свою деятельность. Наша система, например, рассчитана на грузоперевозки", - рассказал "РГБ" президент ГрузоVIG Валерий Муратов. По его словам, грузоперевозки были одной из самых непрозрачных и сложных отраслей - клиенту было сложно разобраться с качеством услуг и предложениями, имеющимися на рынке. Это касается как корпоративных, так и частных клиентов. Благодаря мобильным сервисам клиенты могут заказать машину в один клик, ближайший к точке погрузки автомобиль примет заказ и направится к клиенту. "За всеми передвижениями машины клиенты следят по карте, стоимость также рассчитывается автоматически", - отметил Муратов. По его словам, отрасль постепенно меняется - компании, которые раньше работали "по-старому" и даже без сайта, пытаются внедрять электронные сервисы.

Впрочем, несмотря на очевидные плюсы, у новой модели есть немало противников. Основные претензии - "размытая" ответственность в случае возникновения спорных ситуаций. В случае с тем же Uber после ДТП со смертельным исходом иск был предъявлен самой компании, а не водителю, виновному в происшедшем. Претензии могут возникать и со стороны регулирующих и налоговых органов. Также у потенциальных клиентов вызывает опасения "привязка" к банковской карте и возможность как технических ошибок, так и намеренных несанкционированных списаний.

"Основная сложность всегда одна: как одновременно набрать потребителей и поставщиков сервиса (если мы говорим, например, про такси, то водителей и пассажиров), - считает Михаил Марченко. - Ведь пока не будет достаточного количества потребителей, в сервис не пойдут поставщики, и, наоборот, пока не будет достаточного количества поставщиков, сервис не будет интересен потребителям. Дисбаланс в ту или иную сторону будет серьезно сдерживать рост проекта". Решить эту проблему, по мнению эксперта, можно только за счет существенных инвестиций в привлечение критической массы поставщиков и потребителей (с помощью бонусов, эксклюзивных условий и т.п.), которые составят основу сервиса для его приемлемого функционирования, после чего можно уже будет стимулировать органический рост. Для начала же, по словам Марченко, стоит вообще задуматься, нужен ли такой сервис и решает ли он какую-то существенную проблему. И есть ли на самом деле какая-то ярко выраженная потребность, которую сервис будет удовлетворять.