В документе учтены поправки бизнеса, предусматривающие возможность симметричной корректировки в случае, если по ее результатам изменился лишь размер убытка. Это необходимость приложения исключительно документов, подтверждающих факт уплаты налога, а не всего комплекта документов по сделке, а также возможность направлять документы по телекоммуникационным каналам связи и др.
А принятый в этот же день закон N 140-ФЗ предполагает добровольное декларирование гражданами активов, счетов и вкладов в банках за границей (недвижимое имущество, ценные бумаги, акции и доли в капитале). Также в декларации можно сообщить о контролируемых иностранных компаниях. При этом декларант освобождается от налоговой, административной ответственности, а также от уголовной ответственности по налоговым преступлениям. Под "налоговую амнистию" попадают приобретенные до 1 января 2014 года активы и совершенные операции. Подать соответствующую декларацию можно до 31 декабря 2015 года.
На период до 31 декабря 2017 года устанавливается пониженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10% в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа по внутренним воздушным линиям.
Предусмотрено право на освобождение от уплаты акциза без предоставления банковской гарантии для организаций, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организации и НДПИ, уплаченная за три года, составляет не менее 10 млрд руб.
Для поддержки организаций в части минимизации отвлечения оборотных средств в 1,5 раза повышен порог по выручке, которая позволяет уплачивать налог на прибыль по итогам квартала. В 2,5 раза выросло пороговое значение стоимости амортизируемого имущества. Это позволит организациям списывать недорогое оборудование в затраты единовременно в момент его введения в эксплуатацию, а не через амортизацию.
Был принят ряд мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Так, для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, субъектам РФ предоставляется право устанавливать соответствующими законами налоговые ставки в пределах от 1 до 6% (сейчас 6%). Был также расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, с действующих сейчас 47 позиций до 62.
Однако есть нерешенная проблема. Речь о процедуре подтверждения нулевой ставки НДС при импорте товаров в страны - члены ЕАЭС (приложение 18 к договору о ЕАЭС). Для этого налогоплательщику нужно составить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также получить отметку налогового органа государства - члена ЕАЭС, на территорию которого осуществляется импорт, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств). При этом заявление имеет неоправданно сложную структуру, перенасыщено избыточной информацией. А любые ошибки при подготовке такого заявления импортером, включая опечатки, становятся причиной отказа экспортеру в применении ставки 0%. Кроме того, на заявлении должна быть отметка налогового органа об уплате налога, перечисление которого в бюджет осуществляется на основе отдельной налоговой декларации по НДС при импорте. Практика свидетельствует о наличии сложностей с получением такой отметки, что также лишает экспортера права на применение льготной ставки. Например, если покупатель не является плательщиком НДС на территории страны ЕАЭС при импорте товара, он не может представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, следовательно, российский продавец не сможет подтвердить обоснованность нулевой ставки НДС и применить ее.
Если же компания применит ставку 0%, а через 180 дней не сможет представить договор, заверенное заявление о ввозе и транспортные документы, она будет обязана подать уточненную декларацию и до ее представления уплатить налог по ставке 18% и пени. Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ в этой ситуации налогоплательщик освобождается от ответственности по ст. 122 НК РФ. Штраф и пени не могут быть взысканы с компании при подаче уточненной декларации также в случае наличия у нее переплаты по налогу в сумме, покрывающей сумму НДС, подлежащую уплате по уточненной декларации, в периоде, на который приходится дата отгрузки.
Крупные компании-импортеры имеют возможность наладить соответствующие процессы, поставить их на поток, и, как правило, подтверждение они получают в пределах 3 месяцев. Однако небольшие компании, которые занимаются импортом от случая к случаю, сталкиваются с подобными проблемами.
Получается, что право применения нулевой ставки НДС экспортером зависит от условий, выполнение которых находится вне контроля с его стороны: безукоризненное заполнение заявления импортером на основе товарных позиций (указание каждого наименования товара, ошибки не допускаются); отправка импортером заявления в налоговые органы для получения на нем отметки; представление декларации по НДС на импорт в налоговый орган импортера; уплата НДС на импортированные товары в бюджет страны импортера; отправка экспортеру оригинала заявления с отметкой об уплате налога. Таким образом, возможность получения экспортером права на применение ставки НДС 0% зависит от точности действий импортера.
ТПП РФ предлагает рассмотреть возможность упрощения заполнения заявления либо полного отказа от него. А декларирование ввоза товара в этом случае осуществлять на основании "главной" декларации по НДС с детализацией в приложении к ней.
Кроме того, необходимо совершенствовать электронный документооборот (предоставлять все сведения в налоговые органы в электронном виде) и развивать взаимодействие налоговых органов ЕАЭС путем электронного обмена документами о ввозе товаров и уплате косвенных платежей, что сократит период подтверждения нулевой ставки до 1-2 месяцев при эффективной работе всех участников. Реализация этих мер позволит увеличить товарооборот внутри союза, значительно сократит количество оформляемых импортером документов и время их подготовки, упростит налоговое администрирование НДС для налоговых органов и др.