С жалобой в высшую юридическую инстанцию страны обратился Сергей Махин. Бывший сотрудник МВД проходил в качестве обвиняемого сразу по нескольким статьям УК РФ, в том числе таким серьезным, как грабеж и похищение человека. Однако суд несколько раз возвращал его дело в прокуратуру для устранения недочетов, в результате Махин - без вынесения приговора суда - провел под стражей почти четыре года.
Законодательство РФ разграничивает сроки проведения расследования по делу, когда арест используется как мера пресечения и срок рассмотрения дела в суде, которого обвиняемый также дожидается под стражей. В первом случае срок ограничения свободы не может превышать 18 месяцев, и это в исключительных случаях. Однако после передачи дела в суд отсчет начинается заново: иной подход мог бы, к примеру, дать обвиняемому возможность скрыться до суда.
Такая практика, по мнению заявителя, позволяет держать человека за решеткой без приговора чуть ли не пожизненно. Сторона обвинения после возвращения дела прокурору может устранять недостатки расследования, не будучи связанной предельным сроком содержания под стражей. Тем самым, по мнению Махина, положения частей третьей - седьмой статьи 109 УПК РФ противоречат Конституции РФ, в том числе статье 22: "Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению".
Изучив все обстоятельства дела, КС РФ согласился с доводами, изложенными в жалобе. Положения статьи 109 УПК РФ по своему смыслу не противоречат Основному Закону страны, считают судьи, однако это не исключает для федерального законодателя возможности конкретизировать основания и порядок продления срока содержания обвиняемых под стражей после возвращения уголовного дела прокурору. Кроме того, законодательство РФ дает гражданам возможность требовать компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или же в случае, если итоговое наказание несопоставимо с ограничениями, наложенными в ходе следствия. Дело Махина подлежит пересмотру.