Почему в КФО изделия частных ювелиров исчезли с прилавков

В Крымском федеральном округе число производителей изделий из драгоценных металлов увеличилось за последние полгода с 34 до 56. Учитывая, что в украинский период этот вид деятельности декларировали около 200 организаций, понятно, что пережить переходный период удалось далеко не всем. Некоторые, испугавшись хлопотной процедуры клеймения цепочек и колечек, ушли в подполье, работая в частном порядке на заказ или торгуя с лотков в курортных зонах.

Когда-то местные кольца, серьги, браслеты с сердоликом, кошачьим глазом и опалом в Крыму можно было приобрести во многих магазинах, особенно в курортных регионах. Небольшие мастерские по ремонту и изготовлению ювелирных изделий на заказ и сегодня работают в населенных пунктах республики. Но из универмагов и супермаркетов их продукцию выдавили крупные сетевые игроки.

В промышленных масштабах ювелирные изделия производят два предприятия - севастопольский завод "Виолет" и Сакский завод химических реактивов. Последний перерабатывает промышленные отходы, извлекая из них золото и серебро, и имеет свой ювелирный цех.

- В апреле прошлого года производство пришлось остановить, и весь 2014 год мы жили за счет реализации накопленной на складе готовой продукции, - рассказал директор завода химических реактивов Евгений Фещенко. - В нынешнем году после перерегистрации предприятия производственные мощности постепенно запустили, но объемы выпуска продукции сократились в 10 раз: если раньше предприятие изготавливало около пяти килограммов изделий из серебра в месяц, то теперь от силы 0,5 килограмма. Из 15 ювелиров сохранили свои рабочие места всего трое.

О потерянной клиентской базе за пределами Крыма сакские ювелиры вспоминают с грустью, понимая, что быстро заменить их покупателями из материковой России не получится - слишком жесткая конкуренция на новом для них рынке. Выйти на него с минимальными объемами производства не получится: продукция окажется неконкурентоспособной по сравнению с изделиями крупных ювелирных предприятий.

- У нас производственные расходы на единицу продукции за год выросли на 30 процентов из-за повышения тарифов на воду, увеличения расходов на содержание зданий и сооружений. Основные фонды остались те же, - рассказывает Евгений Фещенко. - Так что нам пока не до развития и не до завоевания нового рынка. Пережить бы сложный период.

Сейчас завод работает на старых запасах сырья, накопленных на складе. Новых поставок пока нет, но рано или поздно придется налаживать деловые контакты с российскими поставщиками. Хотя уже сейчас понятно, что стоимость сырья будет значительно выше, а значит, и цена готовой продукции тоже вырастет. Поэтому об увеличении объемов производства на Сакском заводе химреактивов пока даже не думают.

Сырье - главная проблема и ювелиров-частников.

- В свое время, еще до того, как Карадаг стал заповедником, использовали полудрагоценные камни, добываемые на его территории, и делали запасы, - рассказал ювелир Павел Писарчик. - Потом вступил в силу запрет на их добычу, и пришлось приобретать сырье на выставках, закупать у производителей на Западной Украине. Теперь поставок из соседнего государства нет, так что пока работаю с остатками. Хотя иссякшие запасы ограничивают фантазию: ведь, придумывая изделие, ориентируешься на имеющиеся камни.

Испытывают проблемы крымские ювелиры и с реализацией товара. На прилавках местных магазинов теперь доминирует продукция крупных российских заводов, в основном костромского ювелирного. Встречаются и переклейменные украинские изделия, которые дешевле российских, поскольку закупали их еще по старым ценам. Местной продукции - от силы процентов десять. И то одного предприятия - севастопольского завода "Виолет". Изделия других крымских ювелиров в торговых сетях не представлены.

- Магазины для нас недоступны, хотя склад полон продукции, которую можно было бы им предложить, - признается Евгений Фещенко. - И цены на нее самые низкие: от 120 рублей за грамм серебра. Но она никому не нужна, потому что клейма на ней украинские, и в соответствии с российским законодательством ее следует перемаркировать. А это дорого и хлопотно. К тому же есть риск деформации изделий из-за нового клейма: слышал от коллег, что многие украшения были так испорчены.

Сакский завод химреактивов реализует продукцию пока только в двух своих магазинах.

- Работаем и под заказ, - продолжает руководитель предприятия. - Благодаря этому и выживаем. Хотя спрос на украшения крымских ювелиров остался на прежнем уровне. Только раньше, когда объемы производства были на порядок больше, изделия копились на складе, а теперь расходятся.

Ювелиры - индивидуальные предприниматели в торговые сети даже не пытаются попасть, для них это недоступная зона. Казалось бы, законодательство РФ не ограничивает производителей изделий из драгметаллов в выборе места торговли: нужно лишь выполнить все требования по пробированию и клеймению продукции и поставить организацию на специальный учет в Пробирной палате. Но при скромных объемах производства связываться с торговыми сетями нет смысла, потому что такие вложения никогда не окупятся. Вот и продают частные ювелиры свои творения из камня и металла самостоятельно - на выставках или на набережной в курортный сезон. Но и тут не все просто.

- Ювелирным делом занялся недавно, - рассказал нефтяник по профессии Александр Радченко. - Вышел на пенсию, окончил в Санкт-Петербурге специальные курсы производства ювелирных изделий из сплавов драгоценных металлов с напылением дихроичного стекла. Перебрался с семьей в Феодосию, арендовал мастерскую, приобрел специальные печи и работаю. Продаю свои изделия сам. На набережной в Феодосии таких ювелиров, как я, очень много, но за право торговли приходится платить. Стоит какой-нибудь дядя и собирает с нас деньги, хотя в других регионах России такого нет.

Комментарий

Дмитрий Замышляев, заместитель руководителя ФКУ "Российская государственная пробирная палата при минфинансов РФ":

- Сейчас в КФО на специальном учете стоят 56 организаций, изготавливающих ювелирные изделия из драгметаллов, а куплей-продажей занимаются 220. Количество магазинов увеличилось до 500. Это на 147 больше, чем было по итогам прошлого года. Пробирная палата не обладает полномочиями проводить мониторинг экономической деятельности ювелирной отрасли, в том числе и объемов реализации. Так что условный вывод о количестве ювелирных изделий местного производства могу сделать только исходя из средних показателей клеймения в крымской инспекции пробирного надзора. С начала года клейма были поставлены на 232369 единицах ювелирной продукции.