Генерал МВД рассказал, как в 1993 году освободил детей-заложников

22 года назад в Ростове-на-Дону спасли несколько десятков детей, захваченных террористами. Тогда бандиты взяли в заложники целый школьный класс. Переговоры с ними вел начальник областной милиции Михаил Фетисов. Генерал, прошедший советскую школу уголовного розыска, предложил себя в обмен на детей. Вскоре другим террористом на Украине были захвачены воспитанники детского сада. Заложников снова спасли ростовские милиционеры. Спецоперацией руководил Михаил Фетисов.

В 1993 году на Дону впервые столкнулись с новым видом преступления. Новость о захвате учащихся девятого класса школы N 25 прозвучала как гром среди ясного неба на утреннем совещании у областного прокурора, на котором присутствовал и глава региональной милиции.

Через несколько минут начальник УВД был на площади имени Ленина, где расположена школа. К тому времени учебное заведение было оцеплено сотрудниками милиции.

Террористы никого не подпускали к автобусу, куда они загнали детей, угрожая, что застрелят любого, кто попытается подойти.

В такой ситуации Михаил Фетисов решил, что к бандитам должен идти он.

Когда Фетисов подходил к автобусу, один из членов банды предупредил, что выстрелит. В своей обычной спокойной, даже мягкой манере, не типичной для человека в погонах, генерал стал увещевать его не стрелять, объяснив, что он - начальник милиции.

Казак (так назвал себя главарь террористов) удивился: "главный мент" - и такой смелый. Не поверил. Тем более что переговорщик не был похож на милицейского начальника: молод (Фетисову было 45), не солиден, в молодежном дутом пальто, да еще и с тихим голосом.

Фетисов хотел показать удостоверение, но Казак процедил: "Полезешь в карман - убью".

- Я понял: если преступники не знают начальника УВД в лицо (здешняя-то братия наверняка меня узнала бы), значит, они не местные.

Генерал пытался разглядеть, что происходит за зашторенными окнами автобуса, сколько там человек. Был слышен детский смех, видимо, школьники еще не понимали, что все это серьезно, они действительно заложники.

Главарь заявил, что болен СПИДом, жить ему осталось недолго, а потому на все плевать, потребовал, чтобы автобус сопроводили в аэропорт. Договорились, что это будет военный аэропорт. Фетисов тянул время, чтобы понять, что на самом деле нужно бандитам. Когда главарь занервничал, генерал пошел назад.

Эти минуты Фетисов запомнил на всю жизнь. Михаил Григорьевич признается: "Было по-настоящему страшно". В любую секунду можно было ожидать выстрела в спину.

В аэропорту автобус стал на дальнюю стоянку. В него доставили еду и воду.

Фетисов снова предложил себя в качестве заложника. Казак отказался, заявив, что взорвет детей, если их попытаются освободить.

На следующие переговоры с террористами генерала напичкали "жучками", аппаратуру спрятали под подкладкой модного пальто.

- Это сейчас булавочку прикрепил и слушай, а тогда насовали мне метры проводов, ткань заштопали. Если бы меня обыскали, аппаратуру, конечно, нашли бы.

Фетисов оставил главарю рацию для переговоров, чтобы с ее помощью он мог общаться с силовиками.

Выяснилось, что водитель Казака знает летное дело. К тому времени террористы потребовали вертолет и экипаж.

Лететь с ними вызвались несколько армейских летчиков. Про командира того бесстрашного экипажа Валентина Падалку и раньше говорили: отчаянный мужик. В этот раз он также был настроен решительно. Обещал, что захватит банду.

В вертолете решено было спрятать спецназовцев и оружие, чтобы они и пилоты могли обезвредить непрошенных гостей в воздухе. Но пришлось отказаться от этой идеи. В ходе дальнейших переговоров с преступниками стало ясно: их водитель не просто имеет отношение к авиации, а хорошо знаком с конструкцией вертолета, знает все его скрытые ниши. Обмануть его не удастся. Из вертолета спецназовцы незаметно для террористов пересели в автозаправщик, который подогнали якобы для заправки машины.

В обмен на предоставленный летательный аппарат были отпущены три заложницы. Школьницы рассказали, что захватчиков четверо, и описали их поведение. Оставался шанс ликвидировать их с помощью снайперов.

В тот момент в Ростов прилетела знаменитая группа "Альфа".

- С ребятами был сам Герой Советского Союза Геннадий Зайцев. Я сдал ему полномочия. Геннадий Николаевич предложил не использовать снайперов.

Фетисов, взвесив возможный риск для жизни школьников, дал стрелкам отбой.

Когда стемнело, вертолет взлетел. Он приземлился в Минеральных Водах. Там преступники потребовали за детей выкуп десять миллионов долларов. Получив деньги, они взяли курс на Махачкалу.

По плану террористов они должны были сесть за городом, где их ждала машина. Но пилоты, рискуя жизнью, намеренно посадили вертолет в другом месте, там банда и была задержана. Она оказалась многонациональной. Как выяснилось в суде, СПИДом или другими смертельно опасными болезнями никто из ее членов не болел. Фамилия Казак была вымышленной, главарь трижды судим.

Увидев Фетисова в зале суда, бандит похвалил генерала за смелость: "Молодец, не боялся с нами лететь". На вопрос, почему не согласился обменять детей на начальника УВД или его коллег, Казак возмутился: "Зачем? Чтобы эти бугаи нам шею свернули?"

Террористов осудили на длительные сроки. Кстати, они уже вышли на свободу.

Всего через полтора месяца в Ростове "новый Казак" взял в заложники группу детского сада. И снова милиционеры освободили детей без единого выстрела.

Преступник захватил малышей и их воспитательницу на Украине, потребовав предоставить ему самолет в ростовском аэропорту, откуда он планировал улететь за границу.

- Первая мысль была, что это подельник Казака, хочет его вызволить из СИЗО и бежать с ним за границу, - рассказывает бывший начальник областного УВД.

Они действительно могли быть знакомы. Казак одно время жил на Украине. Фетисов попросил украинских силовиков направить автобус с детьми через Донецк, чтобы ростовчане успели подготовиться к встрече с террористом. Но колонна поехала по другой трассе, где в итоге ей перекрыли дорогу.

- Возникла крайне напряженная ситуация. Украинцы кричат: "Освободите проезд, он взорвет детей". Я в ответ: "Отходите, мы будем сопровождать автобус". Вышло по-моему. Мы повели "рафик" длинной дорогой через Новочеркасск.

На въезде в Ростов его удалось остановить. Фетисов вел переговоры с захватчиком. В зубах тот держал провода, обещая в любую секунду взорвать автобус.

- Зачем? Ты же хотел самолет, мы его тебе дадим, не торопись, нужно время, чтобы все подготовить, - своим тихим голосом успокаивал генерал мужчину, который был явно не в себе.

Общаясь с бандитом, Фетисов понял, что тот дилетант и действует один, к счастью, Казак здесь ни при чем. От сердца отлегло. Теперь обезвредить преступника было делом техники.

Когда тот, толкая перед собой малышей, поднимался по трапу самолета, его встретил плечистый "пилот". В форму летчика переоделся командир ростовского СОБРа Юрий Рыбакин, который по собственной инициативе вызвался сыграть опасную роль. В один момент собровец намертво прижал к себе террориста. Силовики получили время увести заложников от опасного места. Бандит не смог привести в действие бомбу, закрепленную у него на теле. В итоге все остались живы.

Кстати

За успешное освобождение заложников ростовские милиционеры удостоены правительственных наград. Михаилу Фетисову вручили орден "За личное мужество". Военные пилоты Валентин Падалка и Владимир Степанов получили высокое звание Героя России.

Досье "РГ"

Михаил Фетисов в 28 лет возглавил районный угро. Потом был назначен руководителем городского УВД. При нем шахтинская милиция вышла на первое место на Дону среди органов правопорядка по раскрываемости преступлений. Он внедрил новую систему сбора информации, которая давала хорошие результаты и была отмечена первым местом на профессиональном милицейском конкурсе в СССР. Вскоре Фетисов стал начальником уголовного розыска всей области. Далее - заместитель, а вскоре и первый заместитель начальника областного ГУВД. В 45 лет Михаил Фетисов уже возглавил региональную милицию. На этом посту он проработал десять лет. После ухода из органов курирует силовой блок в аппарате полномочного представителя президента РФ в округе, не раз бывал по долгу службы в Чечне. Вскоре создал и возглавил финансовую разведку ЮФО.