В этом году чтения органично вписались в культурный проект "Свадебная феерия "Влюбленные над городом", посвященный празднованию 100-летия со дня свадьбы Марка Шагала и Беллы Розенфельд. Правда, устроители и популяризаторы творчества художника на Витебщине немного спутали даты: пара сочеталась браком 25 июля по старому стилю - т.е. 6 августа по новому, так что настоящий юбилей еще впереди. Что не помешало горожанам отметить 25 июля народными гуляньями, а заодно еще раз поженить Марка и Беллу, которых сыграли артисты Евгений Лукьянов и Александра Шевченко, по традиционному еврейскому обряду.
Научное же сообщество, несколько дистанцировавшись от шумных празднеств и полетов циркачей над городом, делилось результатами новейших изысканий в Арт-центре Марка Шагала, где собрались как белорусские шагаловеды, так и гости из России, Латвии, США и Японии.
Участники Шагаловских чтений традиционно не гонятся за сенсациями - скорее, ведут планомерную, кропотливую работу по заполнению белых пятен в, казалось бы, досконально изученной биографии художника. Однако неточности и пробелы еще остаются, вот над ними-то и бьются специалисты. В фокусе внимания исследователей оказываются и люди, так или иначе соприкасавшиеся с живописцем, рассказала директор Музея Марка Шагала в Витебске Ирина Воронова:
- Фактически конференция монографическая, и довольно сложно держать ее в рамках судьбы одного человека. Поэтому в ряде докладов делается попытка показать среду, в которой Шагал пребывал на протяжении жизни. Например, уроженка Витебска Светлана Сакович, ныне живущая в США, не будучи ни искусствоведом, ни специалистом по Марку Шагалу, прошла по всем шагаловским местам в Нью-Йорке (чего до нее никто не делал). Она отыскала все адреса, гостиницы, где художник проживал в 1940-е годы вместе с женой, установила даты, нашла людей, которые их приютили. Даже повстречалась с внучкой Марка Захаровича Беллой Мейер.
Президент Международной инициативной группы "Шагал-2012" Виталий Городецкий (США) внес коррективы в представления биографов о пребывании художника в Санкт-Петербурге: новые архивные находки позволяют по-иному взглянуть на несостоявшееся поступление Марка Шагала в Училище барона Штиглица. Раньше этот факт объясняли по-разному: и что юному Марку не хватило мастерства, чтобы выдержать вступительные экзамены, и что он не прошел в училище из-за квоты, ограничивающей поступление евреев. Благодаря обнаруженным материалам стало известно: Шагал действительно подавал документы в училище барона Штиглица, но... не явился на экзамен. В свете сделанных находок становятся ясны причины: будущему мэтру живописи нужно было, во-первых, как-то закрепиться в Петербурге, а во-вторых, во что бы то ни стало избежать призыва в армию, а 5-летнее обучение давало необходимую отсрочку. Но к моменту наступления экзаменов Шагал уже отыскал себе покровителей в Северной столице, так что этот путь перестал быть для него актуальным. Казалось бы, невеликий биографический нюанс, но заставляет несколько иначе взглянуть на быт и судьбу мастера.
Отдельного внимания заслуживает проект известного российского филолога, переводчика, историка русской философии и литературы Николая Котрелева, старшего научного сотрудника Института мировой литературы Российской академии наук. Ученый при поддержке Культурно-благотворительного фонда "U-Art: Ты и искусство" (Москва) поставил задачей собрать и систематизировать всю переписку Марка Шагала и ввести эпистолярное наследие художника в научный оборот одним большим изданием.
После конференции именитый гость уделил время работе в Витебском областном краеведческом музее, Государственном архиве Витебской области, а также изучению уникальной библиотеки Музея Марка Шагала. И хотя непосредственно письма в фондах музея отсутствуют, имеющееся собрание источников - одно из самых крупных на постсоветском пространстве, посвященных жизни и деятельности Шагала, и представляет интерес для исследователей из России и других стран.