Новости

30 июля 2015 г.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. N 1455-р г. Москва

Дата подписания 25 июля 2015 г.
Опубликован 30 июля 2015 г.

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" на 2011-2021 годы, одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1009-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 26, ст. 3825).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

 
Прим. ред.: текст распоряжения опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.07.2015.

 

Изменения, которые вносятся в программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" на 2011-2021 годы

I. Общие положения

 Современные тенденции развития профессионального образования определяются жесткими требованиями глобального рынка к качеству и способу оказываемых научно-образовательных услуг. Одним из ключевых факторов влияния на изменение системы образования является постоянно усиливающаяся глобализация. Под ее влиянием происходит реструктуризация университетов, они становятся источниками новых знаний, технологий и компетенций, на их базе формируются глобально значимые центры превосходства (исследовательские центры), выделяется категория университетов-лидеров как мирового, так и национального уровня.

 Ведущие российские университеты как интеграторы науки, образования и инновационного производства выступают катализаторами в обеспечении перехода к эффективной экономике, основанной на знаниях, а также определяют направления социально-экономического развития территорий.

 Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" на 2011-2021 годы (далее соответственно - университет, программа развития) определяет меры по дальнейшему развитию и обеспечению конкурентоспособности университета по отношению к ведущим зарубежным образовательным и научно-исследовательским организациям.

 В результате реализации программы развития университет призван стать образовательной организацией высшего образования нового типа, способной эффективно решать задачи комплексного социально-экономического развития Сибирского федерального округа.

 II. Миссия, стратегическая цель и задачи развития университета

 Миссией университета являются создание передовой образовательной, научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры, продвижение новых знаний и технологий для решения задач социально-экономического развития Сибирского федерального округа, а также формирование кадрового потенциала - конкурентоспособных специалистов по приоритетным направлениям развития Сибири и Российской Федерации, соответствующих современным интеллектуальным требованиям и отвечающих мировым стандартам.

 Стратегической целью является развитие интеллектуального капитала и опережающего наукоемкого образования, обеспечивающее устойчивое повышение качества жизни населения Сибири на основе подготовки высококвалифицированных кадров, способных к творческой и практической деятельности, и генерации глобально значимых знаний и технологий, направленных на расширение экономического потенциала и мировой конкурентоспособности приоритетных отраслей региональной экономики Сибирского федерального округа.

 В рамках стратегической цели университет решает следующие задачи, направленные прежде всего на повышение конкурентоспособности на региональном, национальном и международном рынках услуг в сфере образования, научных исследований и инноваций:

 разработка и апробация пилотных проектов, связанных с модернизацией образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности университета;
 обеспечение рынка труда Сибирского федерального округа высококвалифицированными кадрами с востребованными компетенциями;
 создание ресурсных центров, призванных обеспечить исследовательскую, образовательную и инновационную деятельность университета инфраструктурой, соответствующей лучшим мировым стандартам мирового класса;
 выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, а также производство конкурентных на мировом уровне знаний и технологий, позволяющих осуществить технологическую модернизацию приоритетных отраслей Сибири;
 реализация программ интеграции образования с научной и инновационно-ориентированной производственной деятельностью, в том числе через организацию базовых кафедр на ведущих предприятиях и в научных организациях Сибирского федерального округа, а также развитие совместных фундаментальных и прикладных научных исследований;
 повышение конкурентоспособности университета на глобальных рынках и продвижение в мировых рейтингах университетов;
 содействие социокультурному развитию Сибири;
 повышение финансовой устойчивости университета.

 Условием успешного достижения поставленных целей и задач является создание действенных механизмов интеграции образования, науки и промышленности, основанных на комплексном, системном и синхронном взаимодействии.

 Координация и организация работ в рамках научных школ, интеграционных научно-технологических проектов, системных университетских проектов и контроль за их выполнением даст синергетический эффект, что позволит университету занять позицию ведущего российского и международного научно-образовательного, инновационно-технологического и общественно-культурного центра.

 Отдельным направлением деятельности университета станет научно-технологическое сопровождение и кадровая поддержка спортивной индустрии, которая в связи с проведением в 2019 году в г. Красноярске XXIX Всемирной зимней универсиады будет являться одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Красноярского края.

 Образовательную, научно-исследовательскую и инновационную деятельность университета планируется сконцентрировать на удовлетворении потребностей приоритетных отраслей Сибирского федерального округа - нефте- и газодобычи, транспортировки и углубленной переработки углеводородов, геологии, геотехнологии и металлургии, информационно-телекоммуникационных технологий, современных систем связи и навигации, энергетики, современных строительных технологий, биомедицины и промышленных биотехнологий, устойчивого природопользования и экологии, спортивных технологий и спортивного менеджмента, развития человеческого капитала и социокультурных исследований проблем сохранения северных этносов.

 III. Мероприятия программы развития и этапы их реализации


 Мероприятия программы развития представлены в виде системы конкретных согласованных по срокам проектов и действий, обеспечивающих решение поставленных задач, и сгруппированы в комплексы.

 В части модернизации образовательной деятельности университетом планируется выполнить следующие мероприятия:

 разработка и внедрение в том числе с предприятиями-партнерами новых образовательных программ в соответствии c профессиональными квалификационными стандартами приоритетных отраслей экономики с использованием сетевой формы их реализации, включая дуальное образование, программы прикладного бакалавриата и технологической магистратуры;
 внедрение новых образовательных технологий (проектное обучение, сетевая форма реализации образовательных программ, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии) при реализации образовательных программ для различных категорий обучающихся;
 получение международной аккредитации образовательных программ и интеграция в мировое образовательное пространство путем разработки и внедрения образовательных программ на английском языке, модулей магистерских программ для академического обмена, программ двойных дипломов и программы обучения русскому языку как иностранному;
 реализация комплекса профориентационных мероприятий с целью формирования качественного контингента обучающихся и привлечения выпускников с высоким баллом единого государственного экзамена;
 создание и внедрение системы показателей для оценки качества профессиональных компетенций выпускника, а также получение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых в университете;
 разработка образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов, и соответствующего методического обеспечения.

 Модернизацию научно-исследовательской и инновационной деятельности предусматривается осуществить в рамках следующих мероприятий:

 поддержка ведущих научных школ, фундаментальных научных исследований, а также создание научных центров и исследовательских лабораторий в междисциплинарных областях;
 поддержка инновационных проектов для развития технологических платформ и инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе путем расширения интеграционных связей и взаимодействия с предприятиями реального сектора экономики;
 поддержка проектов по коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности, в том числе совершенствование деятельности соответствующих подразделений;
 продвижение научных журналов университета в международных наукометрических базах данных и стимулирование публикационной активности научно-педагогических работников университета;
 совершенствование работы экспертных сообществ, созданных на базе университета, для развития приоритетных отраслей Сибирского федерального округа;
 развитие внутрироссийской и международной академической мобильности.

 Развитию кадрового потенциала университета способствуют:

 создание условий для привлечения и закрепления молодых талантливых ученых и преподавателей, реализация мер по формированию кадрового резерва университета, организации конкурсной или целевой поддержки преподавателей, исследователей и научных коллективов, а также разработка и внедрение программ адаптации иностранных студентов и научно-педагогических работников;
 переподготовка и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, инженерно-технического и управленческого персонала в ведущих российских и зарубежных образовательных и научных центрах, на промышленных предприятиях и в иных организациях;
 формирование у профессорско-преподавательского состава компетенций, позволяющих вести образовательный процесс с целью обучения инвалидов.

 В рамках совершенствования материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры университетом планируется реализовать следующие мероприятия:

 материально-техническое обеспечение новых и существующих образовательных программ с целью повышения практических навыков и профессиональных компетенций сотрудников и студентов;
 материально-техническое обеспечение интеграционных научно-технологических проектов, ведущих научных школ, лабораторий, осуществляющих научно-исследовательскую и научно-техническую деятельность, учебных экспериментальных и опытных производств, научных центров, ресурсных центров и испытательных лабораторий;
 материально-техническое обеспечение объектов учебной и производственной практики студентов и аспирантов - полевых стационаров, биостанции, базовых кафедр и полигонов;
 развитие кампуса, ориентированного на повышение привлекательности университета и создание безбарьерной среды;
 ресурсное и технологическое обеспечение информационно-телекоммуникационной среды университета;
 реализация программы энергоэффективности и ресурсосбережения;
 реализация программы формирования корпоративной культуры и новой культурно-образовательной среды.

 Повышение эффективности управления университетом планируется осуществить в рамках реализации следующих мероприятий:

 разработка и внедрение механизмов общественно-государственного управления университетом;
 повышение эффективности системы управления университетом, включая внедрение и развитие системы эффективных контрактов, создание системы мониторинга, диагностики и оценки эффективности организационно-управленческих решений;
 разработка и реализация стратегии кооперации образовательных организаций высшего образования Сибирского федерального округа, реализующих инновационные образовательные программы и проводящих передовые научные исследования, а также формирование на базе университета консорциума образовательных и научных организаций.

 Реализация программы развития осуществляется в 2 этапа:

 I этап (2011-2015 годы) - закрепление преимуществ и накопление потенциала для качественного рывка;
 II этап (2016-2021 годы) - выход на глобальный рынок научно-образовательных услуг.

 Основной задачей I этапа является формирование новых образовательных программ, ориентированных на потребности приоритетных отраслей экономики Сибирского федерального округа и создание инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, что интенсифицирует образование новых инновационных производств.

 Особое внимание предполагается уделить созданию системы привлечения в университет талантливой молодежи из других регионов России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

 Университет рассчитывает подготовить, аккредитовать и внедрить инновационные образовательные программы, интегрированные в мировое образовательное пространство.

 Продолжая эффективное сотрудничество с зарубежными бизнес-компаниями и международными организациями в области подготовки кадров, научных исследований и инновационных разработок, университет увеличит долю обучающихся иностранных студентов и долю преподавателей, имеющих опыт работы и прошедших стажировки в зарубежных вузах.

 В рамках II этапа предполагается становление университета как конкурентоспособного игрока на научно-образовательном и научно-технологическом рынках, выполняющего фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру направлений, обеспечивающего внедрение и применение межотраслевых технологий мирового уровня и подготовку высококвалифицированных кадров для высокотехнологичной промышленности.

 Стратегической целью университета в рамках II этапа является лидерство в Сибирском федеральном округе по уровню преподавания и обучения, качеству проводимых научных исследований и международному и междисциплинарному сотрудничеству, а также продвижение Сибири на международном уровне и планомерное повышение своей международной конкурентоспособности.

 План реализации мероприятий программы развития приведен в приложении N 1.

 Объемы финансового обеспечения мероприятий программы развития приведены в приложении N 2.

 Целевые показатели (индикаторы) реализации программы развития приведены в приложении N 3. По достижении плановых значений целевых показателей (индикаторов) Министерством образования и науки Российской Федерации предусматривается проведение оценки эффективности реализации программы развития.

 IV. Финансовое обеспечение программы развития

 Реализацию программы развития планируется осуществить путем скоординированного выполнения системы скоординированных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий.

 Финансовое обеспечение программы развития составляют средства университета от приносящей доход деятельности. Общий объем финансового обеспечения мероприятий программы развития запланирован в сумме 5790,7 млн. рублей, в том числе на 2011-2014 годы - 3897 млн. рублей и на 2015-2021 годы - 1893,7 млн. рублей.

 V. Ожидаемые результаты и риски реализации программы развития

 Реализация поставленных целей и задач программы развития позволит университету к 2021 году достичь необходимых результатов.

 Предполагается обеспечение рынка труда Сибирского федерального округа высококвалифицированными кадрами с востребованными компетенциями за счет:

 опережающей разработки и внедрения образовательных программ профессионального образования, согласованных или утвержденных профессиональными сообществами для кадрового обеспечения крупных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Сибирского федерального округа, и формирования устойчивых связей с реальным сектором экономики;
 включения трудоспособного населения в процесс непрерывного образования и формирования механизмов повышения квалификации специалистов приоритетных отраслей промышленности Сибири без отрыва от производства;
 создания условий для расширения доступности качественных образовательных услуг для жителей удаленных территорий Сибирского федерального округа и лиц с ограниченными возможностями.

 Участие университета в формировании новых технологических платформ в Сибирском федеральном округе и обеспечении технологической модернизации приоритетных отраслей приведет:

 к включению университета в программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Сибирского федерального округа, и долгосрочные программы развития приоритетных отраслей промышленности региона с закреплением роли и зоны ответственности университета;
 к созданию спектра центров превосходства (исследовательских центров), в рамках которых будут развиваться интеграционные научно-технологические проекты;
 к повышению инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Сибирского федерального округа, за счет роста наукоемких производств в структуре валового регионального продукта;
 к появлению новых технологий и продуктов для импортозамещения и диверсификации экономики;
 к формированию на базе университета экспертных сообществ по направлениям развития приоритетных отраслей социально-экономического развития региона.

 Выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, генерация конкурентных знаний и производство новых технологий позволят:

 сформировать не менее 6 ведущих научных школ, признаваемых на мировом уровне;
 повысить вовлеченность профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательскую и творческую инновационную деятельность;
 повысить академическую репутацию университета на международном уровне.

 Формирование инновационного пояса малых предприятий, ориентированных на коммерциализацию продуктов научно-исследовательской деятельности, способствует:

 организации дополнительных рабочих мест за счет расширения сферы наукоемких производств и создания малых и средних предприятий, занятых в сфере технологических инноваций;
 повышению патентной и предпринимательской активности обучающихся и сотрудников, а также уровня коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

 Формирование конкурентоспособного профессорско-преподавательского состава произойдет путем создания условий для привлечения исследователей и преподавателей из других образовательных и научных организаций, в том числе зарубежных, а также путем закрепления в университете молодых ученых в результате развития инструментов поддержки инициативных научно-исследовательских проектов и завершения строительства университетского кампуса как зоны, комфортной для осуществления научно-образовательной деятельности.

 Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей и работодателей планируется осуществить посредством:

 внедрения технологических систем поддержки учебной деятельности студентов и преподавателей, включая автоматизированную систему оценки знаний, а также управления содержанием обучения;
 обеспечения открытости и прозрачности образовательного процесса за счет внедрения антикоррупционных технологий в систему контроля качества обучения;
 введения в практику внешних квалификационных экзаменов и объективных форм оценки учебных результатов.

 Интеграцию в международное научно-образовательное пространство предусматривается производить в рамках:

 расширения академической мобильности студентов и преподавателей и их участия в совместных проектах;
 международной аккредитации образовательных программ.

 Участие университета в социокультурном развитии Сибири способствует:
 сохранению этнокультурной идентичности и культурного наследия коренных малочисленных народов Сибири;
 становлению университета как опорного элемента образовательной, научной и социальной региональной инфраструктуры;
 обеспечению единства культурного пространства и доступности культурных ценностей для широких слоев населения.

 В процессе реализации программы развития значительное внимание университета планируется уделять анализу и нейтрализации возможных рисков достижения ее целей.

 Система управления ходом реализации программы развития будет ориентирована на 2 основные группы рисков - внешние (системные) и внутренние.

 К группе внешних рисков можно отнести потенциальные демографические и миграционные проблемы, возможное снижение поддержки инициатив и деятельности университета со стороны федеральных и региональных органов власти и общественности, консервацию процессов технологической модернизации в приоритетных отраслях экономики Красноярского края и Сибири, низкую активность рынка инноваций в регионе, ограничивающую возможности заказа на научные исследования и инновационные разработки, а также консервативность крупных компаний в отношении технологической модернизации производств.

 К наиболее вероятным внутренним рискам следует отнести организационно-управленческие, финансовые и проектные риски.

 Организационно-управленческие риски связаны с дефицитом проектных и коммуникативных компетенций, преобладанием интересов текущей деятельности над задачами развития, сопротивлением консервативной части персонала университета реализации программы развития, инерционностью мышления и форм деятельности, недостаточной вовлеченностью сотрудников и студентов университета в реализацию мероприятий программы развития, недостатком управленческих знаний и навыков у значительной части руководителей как академических, так и административных подразделений университета.

 Финансовые риски могут возникнуть в связи с нехваткой финансовых ресурсов на реализацию мероприятий программы развития в целом. Поэтому важным общим условием стабильного развития университета является повышение финансовой устойчивости за счет расширения источников средств от иной приносящей доход деятельности путем диверсификации поступлений и смещения центров поступления доходов в сторону подразделений, способных оказывать услуги в объеме и качестве, которые востребованы региональным рынком.

 Проектные риски, связанные с необеспеченностью образовательныхи научных проектов необходимыми человеческими, финансовыми и материальными ресурсами, задержкой или отсутствием перевода результатов проектов в режим текущей деятельности, планируется минимизировать за счет тщательного отбора руководителей, исполнителей проекта, контроля качества разработанных проектных решений независимыми экспертами и пилотной апробации проектных решений.

 Потенциальность существующих рисков снизится до минимума благодаря регулярному мониторингу и оценке реализации программы развития, обеспечивающим постоянный контроль и анализ выполнения запланированных мероприятий программы развития. Важной составляющей системы управления рисками станет внутренняя и внешняя экспертиза реализации мероприятий программы развития на всех ее этапах, публичное представление хода и текущих результатов, вовлечение всех заинтересованных субъектов (включая обучающихся) не только в реализацию, но и в обсуждение целей и хода реализации программы развития, а также привлечение внешних проектных менеджеров.

(pdf, PDF, 1.0 Мб)