Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" на 2011-2021 годы, одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1009-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 26, ст. 3825).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Прим. ред.: текст распоряжения опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.07.2015.
Изменения, которые вносятся в программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" на 2011-2021 годы
I. Общие положения
Современные тенденции развития профессионального образования определяются жесткими требованиями глобального рынка к качеству и способу оказываемых научно-образовательных услуг. Одним из ключевых факторов влияния на изменение системы образования является постоянно усиливающаяся глобализация. Под ее влиянием происходит реструктуризация университетов, они становятся источниками новых знаний, технологий и компетенций, на их базе формируются глобально значимые центры превосходства (исследовательские центры), выделяется категория университетов-лидеров как мирового, так и национального уровня.
Ведущие российские университеты как интеграторы науки, образования и инновационного производства выступают катализаторами в обеспечении перехода к эффективной экономике, основанной на знаниях, а также определяют направления социально-экономического развития территорий.
Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" на 2011-2021 годы (далее соответственно - университет, программа развития) определяет меры по дальнейшему развитию и обеспечению конкурентоспособности университета по отношению к ведущим зарубежным образовательным и научно-исследовательским организациям.
В результате реализации программы развития университет призван стать образовательной организацией высшего образования нового типа, способной эффективно решать задачи комплексного социально-экономического развития Сибирского федерального округа.
II. Миссия, стратегическая цель и задачи развития университета
Миссией университета являются создание передовой образовательной, научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры, продвижение новых знаний и технологий для решения задач социально-экономического развития Сибирского федерального округа, а также формирование кадрового потенциала - конкурентоспособных специалистов по приоритетным направлениям развития Сибири и Российской Федерации, соответствующих современным интеллектуальным требованиям и отвечающих мировым стандартам.
Стратегической целью является развитие интеллектуального капитала и опережающего наукоемкого образования, обеспечивающее устойчивое повышение качества жизни населения Сибири на основе подготовки высококвалифицированных кадров, способных к творческой и практической деятельности, и генерации глобально значимых знаний и технологий, направленных на расширение экономического потенциала и мировой конкурентоспособности приоритетных отраслей региональной экономики Сибирского федерального округа.
В рамках стратегической цели университет решает следующие задачи, направленные прежде всего на повышение конкурентоспособности на региональном, национальном и международном рынках услуг в сфере образования, научных исследований и инноваций:
разработка и апробация пилотных проектов, связанных с модернизацией образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности университета;
обеспечение рынка труда Сибирского федерального округа высококвалифицированными кадрами с востребованными компетенциями;
создание ресурсных центров, призванных обеспечить исследовательскую, образовательную и инновационную деятельность университета инфраструктурой, соответствующей лучшим мировым стандартам мирового класса;
выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, а также производство конкурентных на мировом уровне знаний и технологий, позволяющих осуществить технологическую модернизацию приоритетных отраслей Сибири;
реализация программ интеграции образования с научной и инновационно-ориентированной производственной деятельностью, в том числе через организацию базовых кафедр на ведущих предприятиях и в научных организациях Сибирского федерального округа, а также развитие совместных фундаментальных и прикладных научных исследований;
повышение конкурентоспособности университета на глобальных рынках и продвижение в мировых рейтингах университетов;
содействие социокультурному развитию Сибири;
повышение финансовой устойчивости университета.
Условием успешного достижения поставленных целей и задач является создание действенных механизмов интеграции образования, науки и промышленности, основанных на комплексном, системном и синхронном взаимодействии.
Координация и организация работ в рамках научных школ, интеграционных научно-технологических проектов, системных университетских проектов и контроль за их выполнением даст синергетический эффект, что позволит университету занять позицию ведущего российского и международного научно-образовательного, инновационно-технологического и общественно-культурного центра.
Отдельным направлением деятельности университета станет научно-технологическое сопровождение и кадровая поддержка спортивной индустрии, которая в связи с проведением в 2019 году в г. Красноярске XXIX Всемирной зимней универсиады будет являться одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Красноярского края.
Образовательную, научно-исследовательскую и инновационную деятельность университета планируется сконцентрировать на удовлетворении потребностей приоритетных отраслей Сибирского федерального округа - нефте- и газодобычи, транспортировки и углубленной переработки углеводородов, геологии, геотехнологии и металлургии, информационно-телекоммуникационных технологий, современных систем связи и навигации, энергетики, современных строительных технологий, биомедицины и промышленных биотехнологий, устойчивого природопользования и экологии, спортивных технологий и спортивного менеджмента, развития человеческого капитала и социокультурных исследований проблем сохранения северных этносов.
III. Мероприятия программы развития и этапы их реализации
Мероприятия программы развития представлены в виде системы конкретных согласованных по срокам проектов и действий, обеспечивающих решение поставленных задач, и сгруппированы в комплексы.
В части модернизации образовательной деятельности университетом планируется выполнить следующие мероприятия:
разработка и внедрение в том числе с предприятиями-партнерами новых образовательных программ в соответствии c профессиональными квалификационными стандартами приоритетных отраслей экономики с использованием сетевой формы их реализации, включая дуальное образование, программы прикладного бакалавриата и технологической магистратуры;
внедрение новых образовательных технологий (проектное обучение, сетевая форма реализации образовательных программ, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии) при реализации образовательных программ для различных категорий обучающихся;
получение международной аккредитации образовательных программ и интеграция в мировое образовательное пространство путем разработки и внедрения образовательных программ на английском языке, модулей магистерских программ для академического обмена, программ двойных дипломов и программы обучения русскому языку как иностранному;
реализация комплекса профориентационных мероприятий с целью формирования качественного контингента обучающихся и привлечения выпускников с высоким баллом единого государственного экзамена;
создание и внедрение системы показателей для оценки качества профессиональных компетенций выпускника, а также получение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых в университете;
разработка образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов, и соответствующего методического обеспечения.
Модернизацию научно-исследовательской и инновационной деятельности предусматривается осуществить в рамках следующих мероприятий:
поддержка ведущих научных школ, фундаментальных научных исследований, а также создание научных центров и исследовательских лабораторий в междисциплинарных областях;
поддержка инновационных проектов для развития технологических платформ и инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе путем расширения интеграционных связей и взаимодействия с предприятиями реального сектора экономики;
поддержка проектов по коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности, в том числе совершенствование деятельности соответствующих подразделений;
продвижение научных журналов университета в международных наукометрических базах данных и стимулирование публикационной активности научно-педагогических работников университета;
совершенствование работы экспертных сообществ, созданных на базе университета, для развития приоритетных отраслей Сибирского федерального округа;
развитие внутрироссийской и международной академической мобильности.
Развитию кадрового потенциала университета способствуют:
создание условий для привлечения и закрепления молодых талантливых ученых и преподавателей, реализация мер по формированию кадрового резерва университета, организации конкурсной или целевой поддержки преподавателей, исследователей и научных коллективов, а также разработка и внедрение программ адаптации иностранных студентов и научно-педагогических работников;
переподготовка и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, инженерно-технического и управленческого персонала в ведущих российских и зарубежных образовательных и научных центрах, на промышленных предприятиях и в иных организациях;
формирование у профессорско-преподавательского состава компетенций, позволяющих вести образовательный процесс с целью обучения инвалидов.
В рамках совершенствования материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры университетом планируется реализовать следующие мероприятия:
материально-техническое обеспечение новых и существующих образовательных программ с целью повышения практических навыков и профессиональных компетенций сотрудников и студентов;
материально-техническое обеспечение интеграционных научно-технологических проектов, ведущих научных школ, лабораторий, осуществляющих научно-исследовательскую и научно-техническую деятельность, учебных экспериментальных и опытных производств, научных центров, ресурсных центров и испытательных лабораторий;
материально-техническое обеспечение объектов учебной и производственной практики студентов и аспирантов - полевых стационаров, биостанции, базовых кафедр и полигонов;
развитие кампуса, ориентированного на повышение привлекательности университета и создание безбарьерной среды;
ресурсное и технологическое обеспечение информационно-телекоммуникационной среды университета;
реализация программы энергоэффективности и ресурсосбережения;
реализация программы формирования корпоративной культуры и новой культурно-образовательной среды.
Повышение эффективности управления университетом планируется осуществить в рамках реализации следующих мероприятий:
разработка и внедрение механизмов общественно-государственного управления университетом;
повышение эффективности системы управления университетом, включая внедрение и развитие системы эффективных контрактов, создание системы мониторинга, диагностики и оценки эффективности организационно-управленческих решений;
разработка и реализация стратегии кооперации образовательных организаций высшего образования Сибирского федерального округа, реализующих инновационные образовательные программы и проводящих передовые научные исследования, а также формирование на базе университета консорциума образовательных и научных организаций.
Реализация программы развития осуществляется в 2 этапа:
I этап (2011-2015 годы) - закрепление преимуществ и накопление потенциала для качественного рывка;
II этап (2016-2021 годы) - выход на глобальный рынок научно-образовательных услуг.
Основной задачей I этапа является формирование новых образовательных программ, ориентированных на потребности приоритетных отраслей экономики Сибирского федерального округа и создание инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, что интенсифицирует образование новых инновационных производств.
Особое внимание предполагается уделить созданию системы привлечения в университет талантливой молодежи из других регионов России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Университет рассчитывает подготовить, аккредитовать и внедрить инновационные образовательные программы, интегрированные в мировое образовательное пространство.
Продолжая эффективное сотрудничество с зарубежными бизнес-компаниями и международными организациями в области подготовки кадров, научных исследований и инновационных разработок, университет увеличит долю обучающихся иностранных студентов и долю преподавателей, имеющих опыт работы и прошедших стажировки в зарубежных вузах.
В рамках II этапа предполагается становление университета как конкурентоспособного игрока на научно-образовательном и научно-технологическом рынках, выполняющего фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру направлений, обеспечивающего внедрение и применение межотраслевых технологий мирового уровня и подготовку высококвалифицированных кадров для высокотехнологичной промышленности.
Стратегической целью университета в рамках II этапа является лидерство в Сибирском федеральном округе по уровню преподавания и обучения, качеству проводимых научных исследований и международному и междисциплинарному сотрудничеству, а также продвижение Сибири на международном уровне и планомерное повышение своей международной конкурентоспособности.
План реализации мероприятий программы развития приведен в приложении N 1.
Объемы финансового обеспечения мероприятий программы развития приведены в приложении N 2.
Целевые показатели (индикаторы) реализации программы развития приведены в приложении N 3. По достижении плановых значений целевых показателей (индикаторов) Министерством образования и науки Российской Федерации предусматривается проведение оценки эффективности реализации программы развития.
IV. Финансовое обеспечение программы развития
Реализацию программы развития планируется осуществить путем скоординированного выполнения системы скоординированных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий.
Финансовое обеспечение программы развития составляют средства университета от приносящей доход деятельности. Общий объем финансового обеспечения мероприятий программы развития запланирован в сумме 5790,7 млн. рублей, в том числе на 2011-2014 годы - 3897 млн. рублей и на 2015-2021 годы - 1893,7 млн. рублей.
V. Ожидаемые результаты и риски реализации программы развития
Реализация поставленных целей и задач программы развития позволит университету к 2021 году достичь необходимых результатов.
Предполагается обеспечение рынка труда Сибирского федерального округа высококвалифицированными кадрами с востребованными компетенциями за счет:
опережающей разработки и внедрения образовательных программ профессионального образования, согласованных или утвержденных профессиональными сообществами для кадрового обеспечения крупных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Сибирского федерального округа, и формирования устойчивых связей с реальным сектором экономики;
включения трудоспособного населения в процесс непрерывного образования и формирования механизмов повышения квалификации специалистов приоритетных отраслей промышленности Сибири без отрыва от производства;
создания условий для расширения доступности качественных образовательных услуг для жителей удаленных территорий Сибирского федерального округа и лиц с ограниченными возможностями.
Участие университета в формировании новых технологических платформ в Сибирском федеральном округе и обеспечении технологической модернизации приоритетных отраслей приведет:
к включению университета в программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Сибирского федерального округа, и долгосрочные программы развития приоритетных отраслей промышленности региона с закреплением роли и зоны ответственности университета;
к созданию спектра центров превосходства (исследовательских центров), в рамках которых будут развиваться интеграционные научно-технологические проекты;
к повышению инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Сибирского федерального округа, за счет роста наукоемких производств в структуре валового регионального продукта;
к появлению новых технологий и продуктов для импортозамещения и диверсификации экономики;
к формированию на базе университета экспертных сообществ по направлениям развития приоритетных отраслей социально-экономического развития региона.
Выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, генерация конкурентных знаний и производство новых технологий позволят:
сформировать не менее 6 ведущих научных школ, признаваемых на мировом уровне;
повысить вовлеченность профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательскую и творческую инновационную деятельность;
повысить академическую репутацию университета на международном уровне.
Формирование инновационного пояса малых предприятий, ориентированных на коммерциализацию продуктов научно-исследовательской деятельности, способствует:
организации дополнительных рабочих мест за счет расширения сферы наукоемких производств и создания малых и средних предприятий, занятых в сфере технологических инноваций;
повышению патентной и предпринимательской активности обучающихся и сотрудников, а также уровня коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Формирование конкурентоспособного профессорско-преподавательского состава произойдет путем создания условий для привлечения исследователей и преподавателей из других образовательных и научных организаций, в том числе зарубежных, а также путем закрепления в университете молодых ученых в результате развития инструментов поддержки инициативных научно-исследовательских проектов и завершения строительства университетского кампуса как зоны, комфортной для осуществления научно-образовательной деятельности.
Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей и работодателей планируется осуществить посредством:
внедрения технологических систем поддержки учебной деятельности студентов и преподавателей, включая автоматизированную систему оценки знаний, а также управления содержанием обучения;
обеспечения открытости и прозрачности образовательного процесса за счет внедрения антикоррупционных технологий в систему контроля качества обучения;
введения в практику внешних квалификационных экзаменов и объективных форм оценки учебных результатов.
Интеграцию в международное научно-образовательное пространство предусматривается производить в рамках:
расширения академической мобильности студентов и преподавателей и их участия в совместных проектах;
международной аккредитации образовательных программ.
Участие университета в социокультурном развитии Сибири способствует:
сохранению этнокультурной идентичности и культурного наследия коренных малочисленных народов Сибири;
становлению университета как опорного элемента образовательной, научной и социальной региональной инфраструктуры;
обеспечению единства культурного пространства и доступности культурных ценностей для широких слоев населения.
В процессе реализации программы развития значительное внимание университета планируется уделять анализу и нейтрализации возможных рисков достижения ее целей.
Система управления ходом реализации программы развития будет ориентирована на 2 основные группы рисков - внешние (системные) и внутренние.
К группе внешних рисков можно отнести потенциальные демографические и миграционные проблемы, возможное снижение поддержки инициатив и деятельности университета со стороны федеральных и региональных органов власти и общественности, консервацию процессов технологической модернизации в приоритетных отраслях экономики Красноярского края и Сибири, низкую активность рынка инноваций в регионе, ограничивающую возможности заказа на научные исследования и инновационные разработки, а также консервативность крупных компаний в отношении технологической модернизации производств.
К наиболее вероятным внутренним рискам следует отнести организационно-управленческие, финансовые и проектные риски.
Организационно-управленческие риски связаны с дефицитом проектных и коммуникативных компетенций, преобладанием интересов текущей деятельности над задачами развития, сопротивлением консервативной части персонала университета реализации программы развития, инерционностью мышления и форм деятельности, недостаточной вовлеченностью сотрудников и студентов университета в реализацию мероприятий программы развития, недостатком управленческих знаний и навыков у значительной части руководителей как академических, так и административных подразделений университета.
Финансовые риски могут возникнуть в связи с нехваткой финансовых ресурсов на реализацию мероприятий программы развития в целом. Поэтому важным общим условием стабильного развития университета является повышение финансовой устойчивости за счет расширения источников средств от иной приносящей доход деятельности путем диверсификации поступлений и смещения центров поступления доходов в сторону подразделений, способных оказывать услуги в объеме и качестве, которые востребованы региональным рынком.
Проектные риски, связанные с необеспеченностью образовательныхи научных проектов необходимыми человеческими, финансовыми и материальными ресурсами, задержкой или отсутствием перевода результатов проектов в режим текущей деятельности, планируется минимизировать за счет тщательного отбора руководителей, исполнителей проекта, контроля качества разработанных проектных решений независимыми экспертами и пилотной апробации проектных решений.
Потенциальность существующих рисков снизится до минимума благодаря регулярному мониторингу и оценке реализации программы развития, обеспечивающим постоянный контроль и анализ выполнения запланированных мероприятий программы развития. Важной составляющей системы управления рисками станет внутренняя и внешняя экспертиза реализации мероприятий программы развития на всех ее этапах, публичное представление хода и текущих результатов, вовлечение всех заинтересованных субъектов (включая обучающихся) не только в реализацию, но и в обсуждение целей и хода реализации программы развития, а также привлечение внешних проектных менеджеров.