Будет ли Россия помогать Таджикистану учить русский язык

Неожиданное заявление сделала глава Россотрудничества Любовь Глебова. По ее мнению, Россия не должна направлять учителей в Таджикистан. А проблему нехватки педагогов (нужны 3500 русистов) страна решит сама.

Напомним, что сейчас в Таджикистане действуют 166 русскоязычных школ. С идеей пригласить российских специалистов в таджикские учебные заведения выступил президент Эмомали Рохмон. И еще в прошлом году в России ее поддерживали, поскольку русский принят в Таджикистане в качестве официального языка межнационального общения. Так, во время своего визита в Душанбе глава Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко заявила, что программа расширения изучения русского языка может быть реализована "в виде командировок в республику преподавателей из российских регионов". Тогда же ей рассказали, что несколько лет назад был подготовлен договор с Москвой, согласно которому порядка 400 российских педагогов должны были приехать в страну на работу. Таджикская сторона намеривалась обеспечивать им проживание и выплачивать местную зарплату, а российская - планировала спонсировать затраты на дорогу и компенсировать разницу в окладах. Впрочем, все осталось на бумаге. Но спикер Совета Федерации была уверена, что вторая попытка станет удачнее первой. И вдруг такой поворот событий.

Ясно, что Россия весьма заинтересована в том, чтобы русский учили в Таджикистане как можно качественней. По данным ФМС, у нас в стране работает миллион 300 тысяч таджиков. И знание русского языка - вопрос безопасного и комфортного сосуществования с приезжими. Но может быть, есть более эффективный способ справиться с проблемой, нежели командировки в страну выпускников российских вузов? Что думают об этом сами учителя-русисты Таджикистана? О педагогическом дефиците мы поговорили с лауреатом Пушкинского конкурса "РГ"-2010, директором Центра развития одаренности Душанбе Рустамом Сафаровым.

Рустам, вам действительно нужна помощь?

Рустам Сафаров: Русский преподается всего два часа в неделю. Тем более за эти же два часа пытаются что-то рассказать о литературе, какое-нибудь стихотворение разобрать… И здесь, безусловно, нужно что-то кардинально менять в системе. Ходят разговоры о том, чтобы прибавить один час в неделю с сентября, но разве можно выучить язык за такое время? Есть у нас вроде и вузы, которые готовят педагогов, но какой там уровень! Выпускники трех вузов, специализирующихся на русской филологии, не пригодны для работы в школах, потому что сами русский язык знают с горем пополам. Здесь был случай, пришел пятикурсник устраиваться на работу и в заявлении сделал несколько ошибок. Чему он научит? Нужно перестроить работу педагогических вузов. С них больше спрашивать, чтобы учили нормально. А потом уже приглашать специалистов из другой страны. Ведь если говорить о нехватке учителей, то нам больше нужны преподаватели информатики, физики, химии…Это сейчас очень актуально.

Выпускник обычной школы Таджикистана, получается, что-то понимает, но ничего по-русски сказать не может?

Рустам Сафаров: Ну не совсем так, все же кое-каким разговорным языком он владеет. Вы, наверное, судите по людям, которых встречаете на улицах российских городов? Но ведь в большинстве своем они из дальних районов, а в кишлаках и в советские времена русского не знали. В крупных же городах за два часа успевают овладеть обыденной лексикой, но не справляются с грамматикой и правописанием.

Рустам, ну вот, скажем, пришлют вам девчонок, только что окончивших педвуз в Москве или Санкт-Петербурге, только что из-под маминого крылышка… Они смогут адаптироваться где-нибудь в горном кишлаке? Ведь понятно же, что в Душанбе русистов хватает… 

Рустам Сафаров: Вот тут как раз страхи напрасны. Прекрасно их примут, будут все опекать, заботиться как о своих детях. И хотя большой надобности в таких экстренных мероприятиях, на мой взгляд, нет, но молодые педагоги, я уверен, совершат настоящий переворот в отдаленных селах. Ведь, вы ж понимаете, что значит для обучения языку контакты с носителем. К этой школе будет приковано все общественное внимание округи. Думаю, что вокруг молодого педагога сплотятся и другие и учителя, получатся курсы повышения квалификации. Но хотел бы все же подчеркнуть: в этом вопросе должен быть обоюдный интерес. Вот смотрите: в Душанбе работает 100 образовательных центров, где обучают английскому языку. А с русским языком - только один центр "Русский мир". Есть его филиалы, но работа там идет вяло.

Несколько лет назад, будучи российским послом в Таджикистане, нынешний глава Дагестана Рамазан Абдулатипов сетовал на то, что и американцы, и турки очень активно осваивают таджикское образовательное пространство. В отличие от России. Турецких школ с тех пор стало еще больше?

Рустам Сафаров: Насколько мне известно, их сейчас закрывают. Турецкие школы в Таджикистане существуют с 90-х годов минувшего века, но в этом году договор с ними закончился. Очень деликатно их попросили уйти. Наши СМИ писали, что одна из причин: распространение идей пантюркизма. К слову, уровень образования там был высочайший. Теперь эти лицеи преобразуют в "Школы для одаренных детей", убрав из программы турецкий язык.

Справка "РГ"

В мае этого года главой правительства РФ была подписана федеральная целевая программа "Русский язык" до 2020 года, на которую выделят 7,6 миллиарда рублей. В результате ее реализации к концу 2020 года предполагается увеличить число учителей, освоивших новые методики преподавания русского языка, в том числе с использованием информационных технологий, в 2,5 раза, долю русских школ "классов" за рубежом, получивших адресную поддержку, включая поставку учебно-методических материалов на разных носителях - в 1,5 раза. Также к концу 2020 года планируется увеличить в 10 раз - количество качественных ресурсов в интернете, позволяющих изучать русский язык, получать информацию о русском языке, российском образовании, культуре России и в 10 раз - численность участников культурно-просветительских мероприятий, связанных с русским языком и культурой России.