В такие моменты вспоминаешь, как классно умела финишировать Лариса Ильченко, первая в истории олимпийская чемпионка на "десятке", восьмикратная чемпионка мира, лучшая спортсменка первого десятилетия XXI века в марафонском плавании.
Хочется вернуть те времена, хочется вернуть Ильченко в сборную - в любом качестве. Но у нее сейчас другая жизнь: любимый муж Сергей Перунин (чемпион Европы-2010 в эстафете 4х200 м - Прим. ред.), замечательная дочка Машенька, которой почти два года. Лариса учит плавать дочь и вообще занимается развитием детского спорта. Еще чемпионка консультирует, если просят, команду Волгоградской области. Она не влезает в тренировочный процесс, но может поделиться своим опытом: например, как проходить поворотные буи, чтобы не попасть под тяжелую руку соперников.
Лариса, ваши секреты до сих пор "работают"?
Лариса Ильченко: Нельзя зацикливаться на одной точке зрения, навязывать всем одну и ту же тактику. У каждого спортсмена свои плюсы и минусы: у кого-то высокая скорость, у кого-то хорошая выносливость, а кто-то может долго держать один темп. Все это нужно принимать во внимание и с каждым спортсменом работать индивидуально. Единого рецепта нет. Да, говорят, что сейчас возросла конкуренция. Действительно, на 10 км у мужчин стартовало 72 человека. Но когда я выступала в 2008 году на олимпийском отборе в Испании, в моем заплыве было 56 женщин. Мы плыли по гребному каналу, вода гладкая, спокойная. Серьезных соперниц тоже хватало.
Но наши пловцы-марафонцы к такой конкуренции в Казани оказались не готовы. Плохой знак перед Олимпиадой?
Лариса Ильченко: Мне сложно списывать какие-то неудачи на молодость некоторых участников. Хотя бы потому, что я выиграла свой первый ЧМ в 16 лет. На 10 км Анастасию Азарову мы не увидели в лидирующей группе. Но меня порадовала наша Анастасия Крапивина. Она была в шаге от медали. Немного не повезло. Мне очень понравилось ее интервью после финиша. Я поняла, что эта девочка стремится стать лидером команды. Она не согласна принимать как данность свое пятое место. Настя сказала, что выполнила всего лишь программу минимум. То есть спортсменка адекватно воспринимает ситуацию. Она готова бороться и идти дальше. Еще один пример. На дистанции 5 км "бронзу" выиграл итальянец Маттео Фурлан. Совсем недавно он плыл "десятку" на Универсиаде в Южной Корее с нашим молодым Антоном Евсиковым. И Антон его обогнал. Это о многом говорит. Мы способны конкурировать. Нам, наверное, не хватит забойщика, лидера.
Крапивина сказала, что ее стихия - это как раз морская вода.
Лариса Ильченко: Да, вода играет большую роль. Спортсмены, которые приходят из бассейна, зачастую не умеют перестраивать свою технику под настоящую открытую воду, где есть волнение, пусть и небольшое. Даже к ряби сложно приспособиться. Еще спортсмены с богатым воображением боятся медуз, рыб, водорослей. Это тоже играет на пользу тем, кто больше любит морские условия. Мне тоже больше нравилась соленая, а не пресная вода, волны, а не гладь гребного канала.
Помните свой заплыв в Пекине?
Лариса Ильченко: Для каждого спортсмена высокого уровня "золото" Олимпийских игр - это как путеводная звезда. Ради достижения цели можно пойти на любые риски, пожертвовать очень многим. Тот заплыв на 10 км в Пекине я помню до сих пор в мельчайших деталях, хотя прошло уже семь лет. Я помню, как у меня выбили из руки этот чертов стакан с "подкормкой", помню обескураженное лицо тренера, который подумал, что это конец. Помню, как плыла пятая за один километр до финиша, и у меня тоже мелькали мысли: неужели возможно финишировать с таким позором. Помню доктора Елену Ломазову, которая изо всех сил бежала по камням вдоль трассы, сбивая ноги, чтобы не бросать меня на том последнем километре. В памяти остался даже вечер накануне заплыва, как у меня болело все тело, и я не представляла, как завтра выйду на старт. А когда я проснулась на следующий день после победы, то испугалась, что это все мне приснилось. Но я перевела взгляд на тумбочку у кровати: там стояли игрушечные медведи - мои талисманы и золотая медаль. "Боже, это не сон, какое счастье", - успокоилась я. Вот сейчас вам рассказываю, и кажется, как будто это было вчера.
Если это вызывает столько эмоций, не было желания снова окунуться в плавание?
Лариса Ильченко: Мои победы - это не только я. На результат спортсмена работает целая команда. Всегда так. А моей команды сейчас нет. У Владимира Николаевича Захарова появился талантливый спринтер Евгений Седов. Он отдал бразды правления своему сыну. Елена Ломазова, которая была для меня и доктором, и массажистом, и психологом, ушла работать в другой вид спорта работать. Рисковать и искать новых людей - не для меня. К тому же для нас с Захаровым не существовало никаких промежуточных результатов: либо победа, либо смерть. Мне кажется, я сделала достаточно для развития нашего плавания и могу найти себе лучшее применение уже не как спортсмен. Во время моих соревнований я услышала, как один мальчик, выбежав из воды, сказал маме: "Это было так круто, я теперь буду плавать только на открытой воде, не хочу в бассейн!" Сейчас для меня эти эмоции дороже всего на свете. Значит, я не зря занимаюсь своим делом.
3 августа, понедельник,
Россия 2
13.55 Прыжки в воду. Хайдайвинг. Мужчины. 27 м. Прямая трансляция.
17.25 Плавание. Мужчины. Женщины. Финалы. Прямая трансляция.