Считаем, что в целом при позитивном посыле этой инициативы необходимо просчитать и негативные аспекты ее влияния на рынок. Поскольку может быть создан прецедент, содержащий нерыночные механизмы регулирования внутриотраслевой конкуренции. К тому же расширение механизма предоставления госгарантий угрожает внеплановыми расходами бюджета.
Вспомним недавний случай, когда в феврале 2015 года в правительство с просьбой о предоставлении госгарантий на сумму 10 млрд руб. обращалась компания "ЮТэйр", входящая в список системообразующих предприятий и накопившая 63 млрд руб. долгов. Этим фактом совершенно справедливо возмутились "Аэрофлот" и S7, заявившие о недопустимости поддержки отдельно взятых компаний.
Для начала представляется разумным проанализировать по отраслям возвратность уже предоставленных госгарантий, оценить риски. Возможно, стоит подумать не о прямом предоставлении гарантии, а о направлении части зарезервированных в бюджете средств госгарантий на субсидирование ставки по кредитам для получателей господдержки, ведь необходимость возврата кредита стимулирует менеджеров к принятию мер по финансовому "выздоровлению" компании.
Показателен случай предоставления французским правительством PSA Peugeot-Citroen госгарантий на 7 млрд евро. При этом главным была разработка автопроизводителем плана собственной реструктуризации. Концерн был обязан сократить персонал и наладить сотрудничество с также убыточной немецкой компанией Opel. Будут ли аналогичные условия предложены российским компаниям в обмен на госгарантии?
Плюс эта инициатива принесет банкам - позволит снизить кредитные риски для банков, участвующих в мотивированном госкредитовании предприятий, и частично закрыть "токсичные" долги бенефициаров перед банками.