- Тарифы на доступ к Интернету через пункты коллективного доступа (ПКД) в рамках универсальных услуг существенно снизились. Так, средневзвешенная стоимость одного мегабайта трафика в Центральном округе составит 0,08 вместо 7,12 рубля, в Приволжском - 0,08 вместо 3,96 рубля, в Дальневосточном - 0,33 против 5,72 рубля, такая же картина и в других регионах.
В соответствии с поправками, внесенными в Федеральный закон о связи в феврале прошлого года, универсальная услуга связи (УУС) теперь представляет собой не только традиционные услуги телефонной связи с использованием таксофонов и доступ в Интернет через пункты коллективного доступа. Теперь предоставление услуг по передаче данных осуществляется с использованием точек доступа, позволяющих подключать абонентские терминалы и иметь доступ в Сеть на скорости не менее 10 Мбит/с.
В прошлом году "Ростелеком" организовал строительство ВОЛС для оказания УУС на территории РФ и подключения точек доступа в полном объеме плана 2015 года, что составило около 30-40 тыс. км линий связи. Для оказания универсальных услуг связи на территории Магаданской области и Камчатского края запланировано строительство подводной ВОЛС, связывающей Камчатский край, Магаданскую и Сахалинскую области. Таким образом, самые удаленные районы Дальнего Востока также будут обеспечены высокоскоростным доступом в Интернет.
Сейчас исключение в плане предоставления УУС составляет только Крымский федеральный округ. Но при этом в городе федерального значения Севастополе местный оператор предоставил жителям и гостям города возможность бесплатно звонить на сеть местной фиксированной связи, включая доступ к экстренным службам, со всех таксофонов, расположенных в городе. И одной из основных задач 2015 года мы видим обеспечение стопроцентной доступности универсальной услуги на всей территории России.
Сейчас на территории РФ уже установлено и обслуживается около 149 тыс. таксофонов и почти 21 тыс. пунктов коллективного доступа в Интернет. В течение 5 лет будет развернуто более 13 тыс. точек доступа в населенных пунктах численностью от 250 до 500 человек, в которых операторам экономически невыгодно развивать свои сети. В ходе этого проекта по всей территории РФ будет построено более 200 тыс. км ВОЛС, к которым будут подключаться точки доступа.
- Насколько услуга востребована?
- Согласно отчету "Ростелекома" за первый квартал более чем в 142 тыс. населенных пунктах оказываются УУС с использованием 148,86 тыс. таксофонов.
Так что и услуга, и таксофоны остаются востребованными. Анализ трафика с таксофонов показывает, что доля экстренных вызовов составляет чуть менее 20%. Даже в крупных мегаполисах трафик с таксофонов на номера экстренных служб в общем объеме составляет львиную долю. Например, в Москве доля экстренных вызовов составляет 97%. Поэтому ликвидация таксофонов нецелесообразна. Но при этом ведется оптимизация мест их размещения.
Говоря о пунктах коллективного доступа, следует отметить тенденцию снижения объема трафика в 2013-2014 годах. По нашему мнению, это было следствием высокого уровня тарифов. Фактически действующие ранее тарифы на 1 мегабайт доступа к Сети являлись "заградительными", особенно для жителей сельской местности. Сейчас благодаря изменениям, внесенным в Правила государственного регулирования тарифов на УУС, тарифы на коллективный доступ значительно ниже среднерыночных и являются конкурентоспособными.
По экспертным оценкам, при соблюдении оператором универсального обслуживания требований, изложенных в Правилах оказания УУС, объем трафика с ПКД в 2015 году может увеличиться на 30-45% по сравнению с прошлым годом, а в последующие годы прирост трафика, особенно в сельской местности, составит 70-100%.
- Как вы считаете, поможет ли появление ВОЛС развитию малого и среднего предпринимательства в отдаленных регионах РФ?
- Механизм универсального обслуживания, решающий задачи по устранению цифрового неравенства, положил начало этапу практической реализации самого масштабного в мире проекта строительства ВОЛС для обеспечения доступом в Интернет населения России и позволит занять России более высокое место в рейтингах развития информационного общества. Как показывает практика, доступность современных услуг связи в отдаленных и малых населенных пунктах благоприятно влияет на развитие МСБ в этих регионах России. До конца 2018 года планируется обеспечить высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети Интернет более 13 тыс. населенных пунктов.
- В прошлом году Россвязь и подведомственные предприятия принимали активное участие в модернизации сетей электросвязи, почтовой и проводной связи на территории Крымского федерального округа. Каких результатов удалось добиться?
- После вхождения в состав РФ новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя - мы приняли необходимые меры по обеспечению населения качественными услугами связи. На территории Крымского федерального округа создано Управление специальной связи по Республике Крым. Для Крыма и Севастополя выделены коды АВС и DEF. Операторам связи выделен необходимый ресурс нумерации. Присвоены почтовые индексы отделениям почтовой связи ФГУП "Почта Крыма".
Для обеспечения населения и организаций Севастополя проводным вещанием и региональной системой централизованного оповещения населения открыт филиал ФГУП РСВО. В городе развернута группировка средств оповещения, включающая мобильные сухопутный и морской комплексы, проводную систему оповещения и озвучивания "Куранты".
Развитие сетей проводного вещания - это не единственное направление деятельности РСВО. Предприятие развернуло три многофункциональных комплекса защищенного ip-вещания, важной особенностью которых является максимальная степень защищенности от подмены или искажения контента.
- В прошлом году в полном объеме заработала услуга переносимости номера MNP. Улучшилось ли качество мобильной связи после ее введения?
- По состоянию на середину июля 2015 года количество перенесенных номеров перевалило за 1,5 миллиона. Мы наблюдаем устойчивую положительную динамику по увеличению количества переносов (за сутки переносится около 4 тыс. номеров, в то время как в начале 2015 года это число было равно 2-3 тыс.).
Что касается качества услуг мобильной связи, то, как показывает мировой опыт, уже в первый год запуска MNP тарифы на услуги связи в зарубежных странах снижаются, а качество связи повышается. Например, благодаря MNP в Южной Корее очень быстро идет замещение обычных телефонов на смартфоны с поддержкой LTE, есть динамичная миграция в сети LTE, а операторы являются лидерами по внедрению технологических новшеств, заложенных в LTE-Advanced.
Но в России иная ситуация из-за отсутствия активности в этом направлении со стороны операторов связи, прежде всего со стороны "большой тройки". Это объясняется качественным состоянием услуг на рынке: конкуренция слабая, так как любая сильная инициатива или рекламная акция (что влечет за собой затраты) будет встречена не менее сильным контрответом (что тоже влечет затраты). В этих условиях операторы, не имея заметного преимущества перед другими, не склонны устраивать агрессивную борьбу за клиентов ни в ценовом поле, ни на уровне разнообразия услуг и повышения их качества. Конечно же, полного застоя в тарифной политике и в маркетинговых предложениях не наблюдается, но изменения на рынке идут гораздо медленнее, чем это происходит при интенсивной борьбе за абонента.
В такой ситуации эффективным становится механизм косвенного влияния на рынок услуг сотовой связи в виде услуги MNP, и он уже дает результаты.
- Каковы результаты работы Россвязи по выделению ресурса нумерации? Отмечается ли снижение развития фиксированной телефонной связи? Насколько бизнес сегодня в ней заинтересован?
- В 2011-2013 годах отмечалось ежегодное снижение объемов выделенных номеров, темпов прироста абонентской базы, уменьшение показателей телефонной плотности и количества вводимых узлов местной телефонной связи, что говорило о тенденции снижения темпов развития сетей фиксированной связи. В 2014 году, по сравнению с 2013 годом, выделено ресурса нумерации в кодах АВС на 22% больше, а кодов идентификации сетевых элементов в местном индикаторе - на 60%. Это означает, что тенденция снижения развития сетей местной телефонной связи поменяла знак с отрицательного на положительный. Сохранится ли эта тенденция в 2015 году, покажет время.
Пока рост доли ресурса нумерации, выделяемого для сетей подвижной радиотелефонной связи, сохраняется. Это говорит не только о том, что растет абонентская база за счет пользователей услугами доступа к сети Интернет с использованием ноутбуков и планшетов, а также за счет внедрения операторами связи услуг М2М.