Эксперты: Отмена льготных НДС на услуги в аэропортах - задача будущего

Транспортная отрасль играет одну из важнейших ролей в экономике страны, а гражданская авиация, в свою очередь, становится все более важным элементом транспортной системы России. Каждый из субъектов гражданской авиации выполняет свои, только ему присущие целевые задачи, без решения которых эффективное функционирование всей системы невозможно. Авиакомпании выполняют перевозки пассажиров и грузов, аэропорты обслуживают авиакомпании и их пассажиро- и грузопотоки на земле, диспетчерские и аэронавигационные службы обеспечивают управление воздушным движением, разнообразные сервисные компании предоставляют услуги авиакомпаниям, аэропортам и службам организации воздушного движения (ОрВД).

Государство заинтересовано в том, чтобы развивать отрасль в целом, на каком-то этапе уделяя больше внимания или авиакомпаниям, или аэропортам, или другим субъектам воздушного транспорта. Это хорошо иллюстрируется действиями правительства и различных ветвей власти в 2000-е годы, которые стали трудными для возрождения российской гражданской авиации. Проведена существенная работа по модернизации инфраструктуры: по сути, заново отстроены ключевые аэропорты, внедрены сложнейшие компьютерные системы управления технологическими процессами, обустроены пути наземного сообщения между городами и аэропортами. За это время произведена полная модернизация парка российских авиакомпаний, чему в немалой степени способствовали эффективные управляющие и регулирующие воздействия государства. Общие объемные и качественные показатели работы гражданской авиации в 2012-2013 гг. превысили сопоставимые показатели, достигнутые в СССР.

Сегодня, в сложной экономической ситуации, все участники процесса, в том числе и в гражданской авиации, естественно, ищут пути более эффективного преодоления негативных явлений, с которыми они сталкиваются в своей ежедневной работе. В 2014 году российские авиакомпании по авиатранспортной деятельности получили операционные убытки в сумме около 24,670 млрд руб., из них на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) - 35,930 млрд руб.(на международных воздушных линиях (МВЛ) получена прибыль - 11,260 млрд руб.). Естественно, главным предметом озабоченности авиакомпаний в данной ситуации является поиск путей финансового оздоровления и предотвращения возникновения прямых дополнительных затрат или иных финансовых обременений. Правительство, ясно понимая ситуацию, идет навстречу авиаперевозчикам и предполагает внедрить пакет мер по их поддержке, включающий, в том числе, снижение ставки НДС на ВВЛ и предоставление адресных государственных гарантий для наиболее пострадавших от кризиса авиакомпаний.

Ситуация с аэропортами и государственной корпорацией ОрВД заметно лучше: за этот же период российские аэропорты получили операционную прибыль по авиационной деятельности в сумме около 1,460 млрд руб. и около 11,240 млрд руб. - от "неавиационных" доходов. Госкорпорация по ОрВД в 2014 г. показала рентабельность примерно 16% и чистую прибыль в размере 7,221 млрд руб. - намного больше, чем за год до этого.

Очевидно, что в сегодняшних условиях авиакомпании, большинство из которых работают при нулевой или отрицательной рентабельности, являются наиболее уязвимым звеном в системе воздушного транспорта России.

В начале года представители российских аэропортов внесли в правительство предложения отменить льготы по аэропортовым услугам (аэропортовым сборам и наземному обслуживанию) c установлением ставки НДС 18% по услугам для внутренних воздушных линий (ВВЛ) и 0% по услугам для международных воздушных линий (МВЛ). 7 июля 2015 г. у заместителя председателя правительства РФ А. Дворковича прошло совещание по этому вопросу, в результате которого авиакомпаниям было дано поручение проанализировать возможные последствия реализации такого подхода. Такая работа была проделана Российской ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта (РАЭВТ) с широким привлечением экспертного сообщества, в частности, Экспертного совета в области гражданской авиации России и подкомиссии по авиаперевозкам Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Единое мнение российских авиакомпаний - немедленное внедрение в практику предложения по отмене льгот по НДС для аэропортов с установлением различных ставок НДС для ВВЛ и МВЛ приведет к ряду крайне негативных последствий.

Наиболее очевидным из таких отрицательных последствий, причем для всей отрасли воздушных перевозок, является отвлечение оборотных средств авиакомпаний в пользу аэропортовых организаций в размере до 15 млрд руб. ежегодно. Нет необходимости говорить о том, что при приведенных выше отрицательных результатах операционной деятельности это станет серьезным ударом по всем авиаперевозчикам. И если наша крупнейшая авиакомпания, входящая в мировую элиту воздушного транспорта, скорее всего, переживет такую потерю, то необходимость отвлечения больших оборотных средств на оплату НДС за услуги аэропортов у "небогатых" средних и малых авиакомпаний, выполняющих преимущественно внутренние авиаперевозки, приведет к росту дебиторской задолженности и, весьма вероятно, к банкротству большинства региональных авиакомпаний.

Помимо крайне негативного прямого финансового обременения в случае внедрения предлагаемых аэропортами изменений, существует и технологическая сложность, которую представители крупнейших авиакомпаний считают практически непреодолимой: администрирование различных ставок НДС на внутренних и международных линиях. У крупных авиакомпаний большинство рейсов являются "смешанными": на них осуществляется перевозка как пассажиров ВВЛ, так и МВЛ. Например, пассажир, покупающий билет из Новосибирска в Париж, летит с единым билетом из Новосибирска до Москвы, являясь "внутренним" пассажиром, а из Москвы до Парижа - "международным". Пассажир может пойти другим путем и долететь из Новосибирска в Париж, воспользовавшись билетом, выписанным российской авиакомпанией по соглашению "интерлайн", например, с турецкой авиакомпанией. В этом случае вообще непонятно, на каком отрезке такой пассажир "международный", а на каком "внутренний". Каким образом сотрудники аэропортов будут определять, в каких случаях применять ставку НДС в 0%, а в каких в 18% даже трудно себе представить.

Есть еще более сложные моменты: как рассчитать НДС в оплате за услугу стоянки в аэропорту самолета, выполняющего в течение одного дня и внутренние, и международные рейсы? И таких ситуаций - сотни.

Не хотелось бы подробно останавливаться на организационных и правовых вопросах, однако все участники дискуссий в РАЭВТ и РСПП предсказывают непрогнозируемые последствия с точки зрения изменения тарифов на аэропортовые сборы и наземное обслуживание. Как следствие этого - рост числа претензионных и судебных споров между авиаперевозчиками и аэропортовыми организациями, а также рост споров с налоговыми органами из-за сложностей в организации прозрачной системы администрирования различных ставок НДС.

Еще одно очень важное, на мой взгляд, соображение. Рынок авиаперевозок в России сегодня является полностью конкурентным. На конкурентных рынках налоговые преференции производителям товаров и услуг способствуют уменьшению цены продукта и повышению его доступности. Что в нашей отрасли подтверждается официальными данными по изменению цены авиаперевозок за период с 2008 по 2015 г., согласно которым доходы авиакомпаний на одного пассажира за этот период увеличились всего на 10% (при официальной инфляции за этот период в 61,5%). Рынок аэропортовых услуг является монопольным. На монопольных рынках налоговые преференции обычно просто увеличивают прибыль производителя. До конечного потребителя эффект не доходит. С 2008 по 2014 г. аэропортовые расходы авиакомпаний на одного пассажира увеличились на 50%.

Сегодня единственным приемлемым вариантом для авиаперевозчиков является отмена существующей льготы с установлением ставки НДС 0% в отношении сборов и наземного обслуживания всех авиарейсов - как внутренних, так и международных. Однако данный вариант ведет к потерям бюджета и труднорегулируемым разногласиям между авиакомпаниями и аэропортами из-за того, что будет непонятно, как изменятся тарифы после отмены льготы.

Очевидно, что в таких условиях немедленная отмена льготы по НДС при реализации услуг, оказываемых в аэропортах и воздушном пространстве России, преждевременна. По общему мнению авиаперевозчиков, обратиться к этому вопросу следует не ранее конца 2017 г. До исчерпания кризисных явлений в отрасли воздушных перевозок было бы весьма целесообразно ввести мораторий на повышение аэропортовых сборов, попадающих под обложение НДС по ставке 0% (предположительно тоже до конца 2017 г.). При этом следует иметь в виду, что для сохранения общего баланса крайне важно не производить изменений и в регулировании НДС по аэронавигационным услугам, что может привести к существенным негативным последствиям, способным оказать дестабилизирующее воздействие на весь воздушный транспорт.

Необходимо продолжать работу по поиску сбалансированного системного решения изменения параметров НДС, выгодного всей отрасли воздушного транспорта, а значит, и государству в целом. Эффективное налоговое регулирование может и должно стать действенным инструментом управления сложной технологической отраслью, какой является гражданская авиация, для достижения стратегических целей нашей страны в транспортной отрасли.

Михаил Терещенко, председатель Экспертного совета в области гражданской авиации России, заслуженный пилот СССР, к.т.н.