04.08.2015 18:43
    Поделиться

    Почему выпускники вузов СЗФО не могут найти работу

    Многим бывшим студентам не удалось трудоустроиться после окончания учебного заведения. С одной стороны, в связи с непростыми экономическими условиями работодатели сокращают количество вакансий. С другой - набор учебных специальностей в образовательных учреждениях СЗФО часто не отвечает запросам рынка труда.

    Профориентация с пеленок

    В Псковской области по итогам выпуска 2015 года трудоустроились около 50 процентов специалистов среднего звена, 46 процентов выпускников вузов и 36 процентов представителей рабочих специальностей. Это предварительные данные, ведь молодые люди продолжают активно искать работу.

    В органы занятости обратились 228 выпускников. В дальнейшем трудоустроились 128 человек, 29 бывших студентов отправились на дополнительные курсы. К направлениям высшего образования, выпускники которых испытывают наибольшие трудности при поиске работы, в Псковской области можно отнести экономику и управление, юриспруденцию, образование и педагогические науки.

    - Исходя из текущей ситуации, цифры приема на будущий учебный год были скорректированы, - подчеркнул начальник управления образования Псковской области Александр Седунов. И пояснил, что количество бюджетных мест и новые направления подготовки в образовательных учреждениях формируются исходя из заявок работодателей, прогноза потребностей регионального рынка труда в специалистах, а также результатов мониторинга трудоустройства выпускников.

    Чтобы в будущем обладатели дипломов не сидели без дела, в школах Псковской области внедряют комплексную систему профессиональной ориентации. Проект должен заработать к началу грядущего учебного года. По словам губернатора региона Андрея Турчака, в новую систему будут включены открытые уроки, мероприятия с участием представителей власти, работодателей, крупного и среднего бизнеса.

    - Специалисты управления образования, комитета по труду и занятости должны не вылезать из школ, проводя совместные родительские собрания, - заявил Андрей Турчак. - Чтобы и дети, и родители понимали, какие специальности востребованы, на какие будет сформирован государственный заказ, заказ от бизнеса. У нас не так много школ, нужно эту работу качественно выстроить и вести ее системно. Ориентироваться надо на востребованность специальностей. Пока эти прямые не соберем в одной точке, будет сохраняться дисбаланс.

    Безработный экономист

    Информации о трудоустройстве выпускников 2015 года во всех регионах СЗФО пока нет, поскольку процесс находится в самом разгаре. Но можно отследить карьерные успехи дипломников 2013 года. На днях минобрнауки обработало и опубликовало на специальном портале информацию о 1,2 миллиона молодых специалистов. Данные предоставили Пенсионный фонд Российской Федерации, Рособрнадзор и образовательные организации.

    В среднем работу нашли 75 процентов выпускников вузов. Самый высокий показатель трудоустройства зафиксирован в Центральном федеральном округе, самый низкий - порядка 50 процентов - в Северо-Кавказском федеральном округе. По уровню зарплаты лидируют специалисты по аэронавигации и ракетно-космической технике - 70 тысяч рублей в месяц. Самый низкий заработок у ветеринаров и зоотехников - в среднем 18 тысяч рублей. В целом по стране, как и в Псковской области, труднее всего трудоустроиться экономистам, управленцам и юристам. Суммарно на эти направления приходится 50 процентов всех безработных выпускников.

    По данным минобранауки, в 2013-м году работу нашли 75 процентов выпускников вузов нашей страны

    В Северо-Западном федеральном округе в мониторинге приняли участие порядка 90 государственных и коммерческих высших учебных заведений. В одном вузе - Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии - доля трудоустройства выпускников достигает 95 процентов. Еще в десяти университетах этот показатель - 90 процентов. Примерно в 60 вузах работу нашли от 75 до 85 процентов дипломников.

    В остальных учебных заведениях без работы остались больше четверти выпускников. Причем в двух вузах показатель трудоустройства не превышал пяти процентов.

    - Речь идет в целом о трудоустройстве, а не о работе по той специальности, которую человек получил в вузе, - пояснил руководитель департамента минобрнауки Александр Соболев. - Этот вопрос мы оставили на следующий год.

    Рабочий момент

    Шансы студентов быстро найти работу после выпуска повышаются, если их учебное заведение сотрудничает с представителями бизнес-сообщества. В городе Череповце, к примеру, работает четыре промышленных полигона, где студенты ссузов приобретают необходимые компетенции.

    В проекте участвуют десятки предприятий и учреждений профессионального образования города. Бизнес предоставляет промышленные мощности и наставников, ссузы направляют на стажировки молодежь. Большинство выпускников учебных заведений профобразования трудоустроились на предприятиях города.

    Связи с компаниями налаживают и учебные заведения Калининградской области. В этом году Балтийский федеральный университет имени Канта и Союз промышленников и предпринимателей региона подписали договор о сотрудничестве. Документ предполагает совместную разработку учебных планов и рабочих программ, совместное руководство курсовыми и дипломными проектами.

    А был ли опыт?

    Впрочем, даже если у вуза есть тесные связи с предприятиями, это не гарантирует выпускнику стопроцентного трудоустройства. Возможно, причина в том, что работодатели и молодые специалисты зачастую не могут найти общий язык. К такому выводу пришли исследователи портала Superjob, опросив тысячу менеджеров по персоналу и 1,6 тысячи студентов и выпускников вузов.

    Студентов и выпускников попросили выбрать самые важные для них факторы при поиске постоянной работы. А также спросили, на что, по их мнению, в первую очередь обращают внимание компании при найме молодых специалистов.

    Менеджеры по персоналу заявляют, что им в первую очередь важна мотивация к работе (65 процентов ответов), готовность развиваться и учиться, а также активная жизненная позиция. Но студенты и выпускники вузов уверены, что работодатель прежде всего смотрит на опыт работы. И только потом на готовность учиться и развиваться. А ведь опыт работы как важный фактор назвали только 10 процентов эйчаров.

    - Действительно ли не важен для работодателей опыт работы молодых специалистов? Скорее всего, дело в разном восприятии одних и тех же понятий, - комментирует результаты опроса руководитель направления исследований портала Superjob Павел Лебедев. - Наши данные свидетельствуют о том, что выпускник без опыта работы и выпускник с опытом работы от одного года претендуют на разные уровни зарплат. Молодые специалисты часто имеют завышенные ожидания от работы. Работодатели понимают, что молодой соискатель должен "пообтесаться", понять специфику рабочих процессов, почувствовать ответственность за результат. Поэтому и смотрят прежде всего на личные качества. Получив опыт, выпускники начинают более адекватно оценивать себя. Поэтому работодатели в реальности предпочитают брать на работу специалистов с опытом, подразумевая под опытом скорее адекватность ожиданий и оценки самого себя, чем реальный опыт работы по специальности.

    Комментарий

    Галина Петрова, начальник отдела информационного обеспечения Центра занятости населения Санкт-Петербурга:

    - Реальной проблемой является тот факт, что, к сожалению, далеко не всем выпускникам удается трудоустроиться по специальности. Молодым специалистам бывает непросто конкурировать на рынке труда. Мы, как городской Центр занятости, считаем важным донести до молодежи тот факт, что, выбирая профессию, им необходимо ориентироваться не только на мнения друзей и родителей или престижность специальности, но и реально оценивать потребности рынка труда и собственные возможности. Планирование своей карьеры еще со школьной скамьи позволит избежать ситуации, когда полученная специальность не любима и неинтересна, а также выбрать то направление деятельности, в котором молодой специалист имеет все шансы состояться в силу особенностей личности и где будет реально востребован. Мы рекомендуем подросткам и их родителям уделять больше внимания профориентации.

    Поделиться