Федеральным законом N 150-ФЗ от 08.06.2015 года были внесены многочисленные изменения в налоговый кодекс РФ. Основной блок этих изменений был связан с корректировкой режима контролируемых иностранных компаний, а также с внесением необходимых положений, гарантирующих права налогоплательщиков, которые намерены воспользоваться так называемой амнистией капиталов, обещанной Федеральным законом N 140 "О добровольном декларировании...", который был принят в тот же день.
На этом, однако, новеллы, введенные законом N 150-ФЗ, не исчерпываются. За глобальными изменениями могли остаться незамеченными не такие громкие, но существенные для бизнеса поправки.
В частности, были внесены серьезные изменения в главу о трансфертном ценообразовании. Во-первых, изменения коснулись статей 105.9-105.13, в которых содержатся методики расчета цены для целей налогового контроля. Ранее каждая из указанных статей содержала ограничение общего характера о том, что применение той или иной методики расчета не должно приводить к уменьшению платежей в бюджет. Теперь это ограничение несколько детализировано, в частности, установлено, что такие методики применяются в том случае, если они не увеличивают убыток, принимаемый для целей налогообложения. Таким образом, соответствующий законодательный пробел был устранен принятием указанных поправок.
Однако наибольшие изменения в режиме трансфертного ценообразования коснулись так называемых симметричных корректировок. Напомним, что этот механизм предусмотрен для ситуаций, когда в ходе контроля трансфертного ценообразования налоговый орган предписывает одной из сторон сделки применение соответствующей цены. В этом случае вторая сторона сделки также вправе применить эти же цены. Этот механизм гарантирует, что при изменении цены последствия такого изменения смогут применить обе стороны, а не только та компания, в отношении которой проводится проверка. При принятии закона о трансфертном ценообразовании бизнес настаивал на включении в текст этого механизма как гарантирующего компании от злоупотреблений со стороны налоговых органов при корректировках цен.
Однако ранее процедура симметричных корректировок могла проводиться, по сути, только непосредственно через налоговые органы. Более того, налогоплательщик в принципе не мог провести такие корректировки по своей инициативе - только по решению налогового органа. Кроме того, самого только факта, что налоговая при проверке скорректировала цены у одного из контрагентов, было недостаточно. Далее по собственной инициативе (не уверен, что кто-то вообще слышал о подобных случаях) или по инициативе самого налогоплательщика налоговые органы выдавали уведомление о возможности проведения корректировок. То есть вроде бы это и уведомление, а не разрешение, но без него корректировки провести нельзя. При этом если налоговые все же такого уведомления не выдавали, то добиваться его можно было только в суде.
Парадокс заключался в том, что пункт 6 статьи 105.3 НК РФ вроде бы позволял налогоплательщику самому корректировать цены сделок, если им выявлена ошибка. Но вот произвести симметричную корректировку на "другой стороне" возможно было только в том случае, если налоговой проведена соответствующая проверка и выдано уведомление.
Новая редакция статьи 105.18 позволяет проводить такие корректировки и без согласия ФНС, в том случае если другой стороной по сделке произведена корректировка цен и при соблюдении двух формальных условий: во-первых, необходимо получить от второй стороны копию декларации, которой проводится корректировка (уточненная декларация), во-вторых - подтверждение об уплате налога. Таким образом, при обнаружении ошибки или налогового риска стало возможным исправление ситуации без проведения дополнительных проверок со стороны налоговых органов.
Более того, пункт 5 указанной статьи 105.18 дополнен положением, согласно которому ФНС несет ответственность за несвоевременное направление уведомления о возможности симметричной корректировки. То есть за неисполнение требования закона для ФНС введена некоторая ответственность.
Очевидно, что обе эти новеллы несколько облегчат положение бизнеса компаний, входящих в холдинги и вынужденных в ежедневном режиме работать с положениями о трансфертном ценообразовании, что можно только приветствовать.