Как жители Южного Урала остановили "черных лесорубов"

В южных районах Челябинской области массово вырубают лес. Эти территории преимущественно располагаются в степной зоне, где зеленые островки и так в большом дефиците. А вот в горнозаводской зоне с этим бедствием сумели справиться. Как - выяснял корреспондент "РГ".

"Дрова" контрабандой

Наиболее сложная ситуация в Троицком районе, который граничит с Казахстаном: в первом полугодии здесь похищено свыше тысячи кубометров древесины. Ущерб от действий "черных лесорубов" превысил 11 миллионов рублей (треть общеобластного). Отметим, что в прежние годы этот район в списке проблемных никогда не значился: браконьеры предпочитали горнозаводскую зону, изобилующую ценными хвойными породами деревьев. В Троицком районе таких не сыскать - здесь растут в основном хлипкие березки, с трудом переносящие ежегодные засухи на юге области. Феномен в том, что сегодня рубят именно их.

Однако в главном управлении лесами Челябинской области ничего удивительного в столь резком расширении географии хищений не видят. По словам начальника ведомства Виктора Блинова, рост теневого сектора объясняется ужесточением федерального законодательства, которое отныне устанавливает особый порядок приобретения населением древесины для личных нужд (через аукционы. - Прим. авт.) и категорически запрещает ее дальнейшую перепродажу, что раньше было обыденным делом.

- Процедура оформления разрешительных документов очень длительная, поэтому зачастую человек, внеся задаток, считает, что он априори получил право на рубку. Это и есть главная ошибка, - говорит Виктор Блинов. - Пока участник аукциона не получит необходимый пакет документов, в том числе договор купли-продажи, он не имеет права вырубать лес. За это его ждет административная, а при больших объемах ущерба и уголовная ответственность.

Выходит, что лес заготавливают в основном на дрова да на ремонт собственных домишек. В целом это подтверждает и общая динамика уменьшения объемов незаконной вырубки: за полгода браконьеры украли на 350 кубометров древесины меньше, чем за аналогичный период прошлого года, при этом число незаконных рубок, наоборот, выросло почти на треть.

В ближайшее время представителям профильного ведомства поручено провести мониторинг всех трудностей, возникших в результате корректировки законодательства. Как отметил заместитель губернатора Челябинской области Олег Климов, если какие-то нюансы нового закона ФЗ-415 не помогают, а мешают работать, необходимо выходить с инициативой пересмотра нормативно-правовой базы на федеральный уровень.

Однако сложно представить, что свыше тысячи кубометров древесины (примерно 80 груженых кругляком КамАЗов) в том же Троицком районе области были похищены на дрова, тем более что госинспекторы не скрывают от журналистов новой проблемы: орудуют на приграничных лесных участках "гастролеры" из Казахстана. Об этом шла речь на межведомственной комиссии по противодействию незаконным рубкам лесных насаждений в правительстве региона. Как сообщил заместитель начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Челябинской области Сергей Шатруков, с начала года возбуждено 125 уголовных дел по фактам нарушения лесного законодательства, главным образом незаконным рубкам. Наибольший объем хищений фиксируется в Миасском, Кыштымском и Нязепетровском районах области. Бесспорный лидер в выявлении нарушений - Увельское лесничество, сотрудники которого охраняют леса не только в Увельском районе, но и в злополучном Троицком, где собственного лесничества давно нет.

Патруль по найму

Лесные участки на юге области не сдаются в аренду предпринимателям. Причина этого вовсе не в особом запрете, а в том, что желающих их арендовать нет. Ведь на выходе здесь можно получить только низкотоварную древесину из лиственных пород деревьев, цена которой на рынке не выше 1,2 тысячи рублей за кубометр (при среднем ценнике на хвойные породы от 2,5 тысячи за куб). С учетом затрат на ведение лесного хозяйства организовать этот бизнес в степной зоне можно лишь себе в убыток. Поэтому и охрану лесов от незаконных рубок здесь осуществляют только государственные инспекторы, других интересантов в сохранности лесного богатства нет. В горнозаводской зоне региона ситуация иная: лесные участки здесь в аренде у бизнесменов, большая часть которых давно обзавелась частным патрулем, чтобы отвадить браконьеров от лакомых мест.

- Когда в 2008 году мы взяли в аренду лесной участок в горной местности, объем только выявленных нами незаконных рубок превышал 357 кубометров в год. В то время разворовывали лес нещадно, - рассказывает арендатор Станислав Тарасевич. - Бездействие могло обернуться для предприятия банкротством, тем более что площади в аренде у нас немалые - 146 тысяч гектаров. Их приходится охранять своими силами.

Сначала леса патрулировали по совместительству сотрудники предприятия, которые время от времени объезжали участок, если было свободное время, но позднее контроль решено было усилить. Так появилась частная охрана - профессионалы, которые знают, кого ловить и как, чтобы в дальнейшем можно было привлечь к ответственности и добиться возмещения ущерба. В результате за семь лет объем незаконных рубок сократился на лесном участке в сто раз.

- Мы выполняем все обязательства по договору аренды, а это ведение лесного хозяйства, лесовосстановительные работы, защита угодий от пожаров и браконьеров. Конечно, расходы немалые, а в этом году они еще подросли на 50-60 процентов, ведь техника, используемая в хозяйстве, почти вся импортная. Только на запчастях сегодня впору разориться, - говорит Станислав Тарасевич. - Но охрана леса - не то направление, на котором стоит экономить, иначе возможны двойные потери.

Как пояснил арендатор, речь идет не только о прямом ущербе от вырубки реликтовых сосен. Намного опаснее сбыт "левой" древесины на теневом рынке, который обрушивает рыночную стоимость легальных кубометров. Желание браконьеров  поскорее избавиться от "улик" приводит к тому, что ворованный кругляк сбрасывают почти за бесценок.

По словам арендаторов, объемы закупа древесины в пределах региона в этом году и так значительно сократились, при этом открытия крупных деревоперерабатывающих предприятий в области не предвидится. Большие надежды южноуральский бизнес возлагает на запуск нового производства в Башкирии, которое разместится вблизи границы с Челябинской областью. По предварительным оценкам, объем переработки на башкирском предприятии при выходе на проектную мощность составит 30 миллионов кубометров в год. Возможно, тогда лесные делянки Южного Урала получат иную перспективу развития, благодаря чему усилится их охрана.

Выгоднее рекреация

На фоне просевших объемов заготовки деловой древесины на Южном Урале особое значение приобретает аренда лесов в рекреационных целях. Отметим, в настоящее время Госдумой РФ рассматривается законопроект, призванный упростить доступ бизнеса к лесным участкам, арендуемым для развития туризма. В Челябинской области таковых в пять раз больше (по количеству заключенных договоров. - Прим. авт.), нежели тех, которые арендуются с целью заготовки древесины.

По словам первого заместителя начальника главного управления лесами Челябинской области Валерия Нигматулина, свыше трети всех отчислений в региональный бюджет от сдачи лесов в аренду поступает именно от ведения рекреационной деятельности. Да и ставки здесь значительно выше, чем при заготовке деловой древесины: в среднем аренда одного гектара обходится предпринимателям в 50 тысяч рублей в год.

По мнению президента национального парка спорта и туризма "Тургояк" Олега Сиротина, с принятием упомянутого выше закона велик риск того, что особо ценные лесные участки попадут в руки собственникам, которые решат использовать их исключительно в личных целях. К примеру, построить коттедж на берегу озера - памятника природы желающих всегда было немало. А вот развивать реальный турбизнес с нуля смогут немногие, ведь обеспечить возврат частных инвестиций не под силу даже через 20 лет эффективной работы.