- Нужны условия, чтобы появились инвесторы, готовые вкладывать в этот бизнес. Его необходимо развивать, чтобы сохранить здоровье уральцев. В детском питании и мороженом должны быть натуральные ягоды, - заявил недавно председатель правительства Свердловской области Денис Паслер.
Сегодня ситуация в этой сфере, по оценке министра АПК и продовольствия региона Михаила Копытова, плачевна, и если не принять оперативные меры, то область может потерять целое направление развития аграрного сектора. На территории области сохранились лишь два из шести ранее действовавших небольших предприятия, выпускающих овощные и ягодные консервы, а объемы закупаемых у населения даров садов и огородов не дотягивают и до десяти процентов от выращиваемого на личных участках урожая. О лесных богатствах можно и не вспоминать: почти сто процентов продаваемых в магазинах Среднего Урала варений и джемов из клюквы, брусники, земляники завозят из других регионов, да и там производители используют импортные ягоды.
Между тем некоторые уральские предприниматели уверены: если с умом взяться за дело, оно может оказаться вполне прибыльным.
Там, где клен шумит
Горячий ягодный сезон уже на исходе, а в правительстве области еще только разрабатывают проект постановления, нацеленного на развитие системы закупок садовой и дикорастущей продукции от граждан. Предполагается, что программа будет расписана до 2020 года, но нынешние лето и осень можно уже не считать - представят документ ближе к зиме.
Кстати, это не первое подобное начинание уральских властей. Еще в 2009 году Эдуард Россель, тогдашний губернатор Свердловской области, предложил в качестве антикризисной меры сделать ставку на дары лесов и огородов. Объявили о создании в регионе плодово-ягодного холдинга, объединяющего хозяйства, специализирующиеся на их выращивании, и консервные заводы. В проект предполагалось вложить около миллиарда рублей. Какая сумма реально была инвестирована, неизвестно, но старт оказался удачным: на прилавки магазинов, в детские сады и школы региона поступили сотни тысяч банок уральских джемов.
- Только наш завод в эту программу вложил более полумиллиона рублей. Мы намеревались готовить отвары для йогуртов, варенья и джемы, - вспоминает директор Красноуфимского завода диетпродуктов Александр Баяков. - База для этого имелась - пять цехов, где в советское время производили не менее 250 тысяч банок различных ягодных и овощных консервов. Рядом находился большой плодопитомник, откуда тоннами поставлялось сырье. Всем этим распоряжалось областное министерство госимущества. Через несколько месяцев оно вдруг решило навести новый порядок на территории. В результате с завода нам пришлось уйти. В другом месте заново оборудовали один цех и запустили производство. А старое предприятие оказалось никому не нужным. Обанкротился и плодопитомник, который сейчас зарастает кленами.
Разбираться сегодня в причинах краха того проекта - дело неблагодарное. Что было - быльем поросло, причем в прямом смысле: бывший плодопитомник - десятки гектаров, где когда-то были поля клубники, смородины, малины, облепихи, - сейчас действительно затянут травой в человеческий рост. О том, что здесь когда-то было производство, напоминают только проржавевшие железные ворота да здание проходной, превращенное в автосервис. О возрождении ягодного бизнеса никто и речи не ведет. Единственное благо - у территории появились социальные перспективы: областное мингосимущества бесплатно передало пустующий чернозем многодетным семьям Красноуфимска. Сертификаты на участки получили сотни очередников, и кое-где даже началось возведение коттеджей. Как узнали корреспонденты "РГ", подобная участь постигла еще один крупнейший свердловский плодопитомник - "Уральский". Расположен он близ поселка Горный Щит, на самой окраине Екатеринбурга - лакомый кусок для коттеджной застройки.
- Земля питомника действительно уже продана под строительство элитного поселка. Этим летом новые владельцы нас еще не выгоняют, дают возможность собрать урожай. Но не факт, что в будущем году предприятию тут оставят место, - призналась в беседе с нами сотрудница уже бывшего плодопитомника.
Огурцов своих хватает
Но, даже несмотря на такие масштабные потери, Средний Урал все еще богат ягодными и овощными ресурсами. По данным министерства АПК и продовольствия региона, ежегодно владельцы личных подсобных хозяйств выращивают 118 тысяч тонн овощей (не считая картофеля), собирают 44,3 тысячи тонн плодов и ягод. Из всего этого объема в прошлом году потребкооперация закупила у населения только 66 тонн овощей, ни килограмма садовых ягод или фруктов и 5,5 тонны дикоросов.
- Я 20 лет работаю в отрасли и столько же слышу разговоры о необходимости закупок ягод и овощей у населения. Но мало кто представляет, что в этом деле, помимо проблем с сетью потребкооперации, есть и другие. К примеру, для нашего предприятия, где работа поставлена на поток, делать ставку на частника невыгодно. Для того чтобы запустить конвейер, необходимо гарантированно иметь 12 тонн сырья в сутки. Ну какой частник может обеспечить такой объем клубники? - поясняет Александр Баяков. - Опять же каждая бабушка дорожит своим трудом и не соглашается продавать ягоды по тем ценам, которые рентабельны для предприятия. А сложившаяся на колхозных рынках цена для нас неприемлема: кто у нас станет покупать 200-граммовую баночку варенья за 300-400 рублей?
С коллегой согласны и на Богдановичском пищевом комбинате:
- Мы готовы закупать смородину по 40 рублей за килограмм, а садоводы торгуют ею по 200 рублей за литровую банку. А для загрузки котла для варки джема необходимо сразу полтонны ягод. Поэтому, пока нет крупных поставщиков, мы консервируем огурцы и приступим ли к варенью - неизвестно, - сообщили представители предприятия корреспонденту "РГ".
Огурцы, кабачки, капуста и свекла - это сейчас любимые овощи уральских производителей консервов. В регионе хотя бы сохранились хозяйства, способные выращивать их в промышленных масштабах. Но рынок сырья заметно сократился. Если лет десять назад только в одном Красноуфимском районе было восемь хозяйств, выращивающих капусту, то сейчас, по данным переработчиков, на всю область осталось три.
Дефицит сырья особенно сильно аукнулся, когда год назад было введено продуктовое эмбарго на импорт. Количество заявок на овощные консервы выросло как минимум втрое: отечественными производителями впервые заинтересовались крупные ретейлеры - как международные сети, работающие на территории Урала, так и местные торговые компании. Сегодня, чтобы товар уходил "с колес", даже реклама не требуется.
- Мы впервые за последние десять лет работаем в две смены. Уже сейчас заказов - на 2,5 миллиона банок, тогда как в прошлом году продали в два раза меньше, - говорит Александр Баяков. - Производство прибыльно, расширить его реально, были бы инвестиции и сырьевая база.
От полянок до полей
Понятно, что Урал никогда не относился к числу регионов с развитой отраслью плодово-овощной консервации. В общем объеме выпускаемых в стране консервов он всегда занимал несколько процентов - климат не тот, Краснодарский край Уралу никогда не догнать. Но, как показывает мировой опыт, перспективы есть. И они не только в развитии и укреплении сети потребкооперации. Как считают специалисты, даже в части сбора и переработки дикоросов необходимо переходить от "дикого рынка" к планированию урожая даров природы. К примеру, до 80 процентов продаваемой в мире клюквы производится в промышленных масштабах в США. Главные мировые плантации брусники и черники находятся в Швеции и Финляндии.
В северных регионах европейской части России Архангельской, Вологодской, Костромской областях, следуя мировым тенденциям, делают ставку на масштабное организованное выращивание и переработку лесных ягод. В нынешнем году первое промышленное производство клюквы запущено в Холмогорском районе Архангельской области. Через десять лет там предполагается собирать не менее 600 тонн ягод.
В Свердловской области подход к дикоросам пока прежний - закупка ягод и грибов через систему потребкооперации или посредников. Однако сообщается также и о планах создания под Новоуральском агропарка по производству, переработке и хранению плодоовощной продукции и грибов. Реализовать проект планируется поэтапно. Первая очередь займет 13 гектаров, в дальнейшем возможно расширение до 120 гектаров. Предполагается, что объем инвестиций в ближайшие пять лет составит 4,8 миллиарда рублей.
А пока идет процесс восстановления утраченной сырьевой базы, уральские производители пытаются завоевать сердца потребителей оригинальной продукцией. Новация нынешнего сезона - варенье из сосновых и кедровых шишек. Авторы идеи напирают на оздоровительный эффект чисто российского продукта. При том что сырье практически дармовое, стоит 200-граммовая баночка не менее 300 рублей.