Американский кинорежиссер М. Найт Шьямалан празднует 45-летие

Анонс каждого его фильма обещает нечто если не грандиозное, то очень интересное. При этом почти каждый - не оправдывает ожиданий. Он собирает неплохие, а порой и весьма хорошие актерские составы. Но актеры в его картинах играют, как правило, весьма посредственно. Он - мастер "неожиданных" (а чаще - просто притянутых за уши) концовок и скучного триллера. Он - М. Найт Шьямалан. И сегодня у него день рождения.

В фильмографии этого режиссера, сценариста, продюсера и вообще одного из самых активных киноделов современности - уже больше десятка картин. И все они выходили с очень небольшими промежутками. М. Найт работает быстро, просто и каждый раз заставляет вспомнить интернет-мем об "индусском коде" (родом он именно из Индии). Его ленты редко обходятся без громких рекламных кампаний, а на выходе получаются сколоченными вкривь и вкось. Шьямалан на редкость стабилен: к своим 45 годам он по-прежнему уверен, что главное в кино - это саспенс. И по-прежнему не имеет ни малейшего представления о том, как этот саспенс обеспечить.

Хотя начиналось все неплохо. В девяносто девятом тогда еще молодой американец буквально "взорвал" киноиндустрию своим первым и по сей день главным хитом - "Шестым чувством" с Брюсом Уиллисом в главной роли. И тогда же, по сути, заявил во всеуслышание, что концовка-перевертыш - это то, ради чего он взялся за кинокамеру. Не сказать, чтобы подобные финалы могли удивить кого-то, знакомого хотя бы с викторианскими рассказами о призраках. Но М. Найт подал свою историю достаточно эффектно, заработал шесть номинаций на "Оскар", пару - на "Золотой Глобус" и, казалось бы, взял отличный старт.

Тем печальнее, что скоро на смену "Оскарам" пришли "Золотые малины". Из всех остальных фильмов Шьямалана более-менее пристального внимания заслуживает "Таинственный лес" (да и он, в большей степени, благодаря весьма стильному антуражу и великолепному ансамблю артистов) и милая семейная комедия "Стюарт Литтл", к которой он написал сценарий - как ни странно, без "твистов" в концовке. Вся остальная деятельность режиссера вполне исчерпывающе характеризуется еще одним мемом - из мультсериала "Робоцып".

Пародия пародией, но "эффектные" повороты для Шьямалана и правда стали своего рода одержимостью. В попытке закрутить сюжет потуже он, кажется, напрочь забыл про хороший вкус. Поэтому в его фильме о природной катастрофе внезапно может появиться стереотипная ведьма - вроде бы, обязанная быть страшной, но на деле по-идиотски смешная ("Явление", 2008). А в своеобразном камерном хорроре "Дьявол" (2010), пусть и не им срежиссированном, зато со шьямалановским сценарием и продюсированием - зловещая демоническая карга, вызывающая лишь гомерический хохот (это, правда, все равно чуть лучше, чем стоящий за гранью добра и зла "Лифт" с Верником).

Но сильнее всего против фильмов М. Найта играет то, что они невыносимо, вопиюще скучны, все время кажутся откровенно сырыми и недоделанными. И при этом претендуют чуть ли не на лавры хичкоковских шедевров.

Впрочем, останавливаться на достигнутом Шьямалан, очевидно, не намерен. Буквально через месяц увидит свет очередной его "шедевр" - "Визит". На этот раз - в стилистике "найденной пленки", жанра настолько избитого, что браться за него рискуют немногие. Автор ленты, правда, настроен весьма оптимистично. Он говорит честно и откровенно: съемки "Визита" были своего рода творческой самодеятельностью для собственного удовольствия. Правда, режиссер почему-то не уточнил, какое отношение "творческая самодеятельность" имеет к прокату в кинотеатрах, где зрители платят деньги за билеты. Но ничего, М. Найт. Продолжайте. Мы уже привыкли.