Вначале Noumen Atr-2015 планировали провести в саду "Эрмитаж", но затем перенесли в более уютную и домашнюю атмосферу клуба Forte. Кто именно выступит на этом престижном фестивале 6 августа, держалось в тайне буквально до последних дней. Да и сам он постепенно обзавелся приставкой "Международная творческая лаборатория". А в итоге вместо хорошо известных артистов на Noumen Art-2015 пригласили менее популярных, зато еще более неформатных и рьяно увлеченных стилевыми и художественными экспериментами.
Самым неординарным оказался этнический проект Зарины Olox, завораживающе имитирующий звуки живой природы под ритмичный аккомпанемент перкуссии и фантастического видеоарта. И пожалуй, балканский гитарист-экспериментатор Христо Кирилов. А главным хедлайнером стал один из лучших гитаристов инструментального отечественного рока и фьюжена Дмитрий Четвергов. О том, почему фестивали интеллектуальной музыки не меньше, чем зрителям, нужны и самим артистам, он рассказал обозревателю "РГ".
Мы уже привыкли к традиционным музыкальным форматам и поэтому ходим на фестивали, подобные Noumen Art, для того чтобы удивляться и смотреть, в каком еще направлении может пойти развитие современной музыки. Вам самому это тоже интересно?
Дмитрий Четвергов: Да. Артисты, играющие некоммерческую музыку, сталкиваются с тем, что им негде показать свои искусство, мысли, музыку... Многие из нас научились быть самодостаточными, но радует, что остались фестивали, где можно показать свои идеи и те произведения, которые пишутся чуть ли не "в стол"... Выигрывает и зритель, потому что все уже закормлены мейнстримом и Интернетом, а людям все равно необходимо свежее музицирование как глоток свежего воздуха.
То, что Noumen Art-2015 переехал с открытого пространства в небольшой клуб, вас разочаровало или, наоборот, может иметь свои преимущества?
Дмитрий Четвергов: На улице, конечно, хочется играть более экспрессивно, потому что там есть пространство. А в клубе, естественно, возникает желание играть потише, посдержаннее, да и более камерную музыку. Если в этом году не получилось сделать open-air, то можно сыграть и в Fort - клубе с хорошими традициями. Я выступал здесь еще с Николаем Арутюновым из "Лиги блюза", когда покинул группу Николая Носкова, в которой играл несколько лет. А сейчас исполняю фьюжен на основе блюзового лада и использования этнических элементов. Но все это имеет приставку рок: джаз-рок, панк-рок, арт-рок... Буду играть свои пьесы, посвящение Джими Хендриксу. Мне нравится инструментальная гитарная музыка разных направлений, хотя она считается у нас неформатной, индустрия ее не поддерживает. Джо Сатриани и Стив Вай, тоже играющие инструментальный гитарный рок, у нас бы долго не продержались, не выжили бы. Ну а мы - постараемся.