Госсекретарь Союзного государства наградил лучших учителей истории

В Москве Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота наградил финалистов второго конкурса Союзного государства на лучший урок истории.

Всего их десять (по пять от России и Беларуси), молодых преподавателей, преодолевших все трудности конкурсного отбора. В жюри заседали деканы исторических факультетов МГУ и БелГУ, за выход в финал боролись 120 молодых учителей из России и 82 из Беларуси. География конкурсантов - от Дальнего Востока до Бреста.

Абсолютным победителем стал учитель гимназии из поселка Нововаршавка Омской области Константин Диянов. Второе место у его коллеги из Тулы Никиты Беленко, который преподает в лицее при Тульском государственном педагогическом университете имени Л. Н. Толстого. "Бронза" досталась Дине Томашевич из школы N 2 города Верхнедвинска Витебской области. Кстати, самому молодому финалисту конкурса всего 21 год, а самому "старому" - 27.

Тема состязания звучала так: "Великая Отечественная: уроки войны и история общей Победы". Напомним: первый конкурс молодых педагогов-историков был проведен Постоянным Комитетом Союзного государства в прошлом году и посвящался 100-летию начала Первой мировой войны.

Чествование финалистов проходило в рамках трехдневного медийного тура, организованного Постоянным Комитетом. Пресс-тур включал в себя "круглый стол" в формате видеомоста Москва - Минск с участием авторитетных историков двух стран, посещение Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, научно-практические семинары, а также мастер-класс для финалистов, проведенный известными российскими учителями истории Игорем Карачевцевым, директором 166-й гимназии Санкт-Петербурга, и Людмилой Будановой, преподавателем 30-го московского строительного техникума.

"Круглый стол" открыл Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота.

- Мне представляется, - отметил он, - что проведение таких конкурсов важно прежде всего для самих преподавателей, во-вторых, для развития истории в целом и, наконец, для воспитания молодого поколения...

Касаясь темы конкурса, Григорий Алексеевич заметил, что интерес к Великой Отечественной войне не ослабевает с годами.

Главная цель, которую преследовали организаторы конкурса, - не только постигнуть правду о войне, но и воздать должное подвигу людей, вынесших на своих плечах всю ее тяжесть, почтить память погибших, которых всех смело "можно назвать Александрами Матросовыми".

С обстоятельным докладом на "круглом столе" выступил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в России Игорь Петришенко. Он выразил удовлетворение, что в число финалистов конкурса попали и молодые белорусские учителя истории.

- Мы, белорусы, - сказал Игорь Петришенко, - имеем великую ценность - мир и согласие в нашем доме, которые дорого достались. Это достояние мы ценим и тщательно бережем. Поэтому исключительно важно, чтобы то, о чем мы так искренне говорим и спорим на различных информационных площадках, реализовывалось в конкретные дела. Чтобы опять за мир нам не пришлось платить кровью...

Дипломат посетовал, что сегодня умышленно искажаются исторические события в угоду политической конъюнктуре, "данную тему необходимо постоянно держать на слуху, не снижая градуса общественных дискуссий". Он напомнил о зверствах, которые творили на белорусской земле немцы, рассказал о том, что сегодня делается в Беларуси для того, чтобы сохранить память о жертвах и героях той войны. В частности, построено новое здание Музея Великой Отечественной войны в Минске, создан мемориальный комплекс "Тростенец", выходят в свет новые киноленты о событиях тех лет...

- Мы не переписываем учебники истории, - сказал в заключение белорусский посол, - мы их дополняем новыми проверенными фактами.

Академик-секретарь отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси Александр Коваленя сообщил, что завершена работа по созданию единого учебно-методического комплекса по изучению истории Великой Отечественной войны: "Последним в этом комплексе стал атлас для учащихся 10-х классов, который называется "Великая Отечественная война в контексте Второй мировой войны". Он вышел из типографии буквально на днях".

По его словам, у белорусских ученых сложились прекрасные отношения с российскими коллегами, ведется активное совместное сотрудничество по разработке проблем Великой Отечественной и Второй мировой войн.

А председатель Центризбиркома России Владимир Чуров подчеркнул:

- В Беларуси сейчас готовятся к важному событию - выборам президента страны. И все понимают, что если бы 70-лет назад не было Победы в Великой Отечественной войне, сейчас мы выбирали бы не президентов Беларуси, России и Украины, а фашистского старосту...

Интересно выступали и другие участники "круглого стола", среди них - основатель и бессменный ведущий популярной телепрограммы "Умницы и умники" Юрий Вяземский, декан истфака Белорусского госуниверситета Сергей Ходин, замначальника Института военной истории Военной академии Генштаба ВС РФ Николай Никифоров, руководитель организации "Бессмертный полк - Москва" Николай Земцов...

Декан истфака МГУ академик Сергей Карпов, обращаясь к финалистам, заметил:

- Историк имеет одну благодать, почти сакральную вещь - он может возрождать память о людях, которых давно уже нет на свете.

Эту задачу академик назвал одной из важнейших в работе историка, поскольку потомки должны знать не только о великих полководцах, но и о простых людях, отдавших Победе собственные жизни.

После церемонии награждения финалистов обозреватель "СОЮЗа" спросил у Григория Рапоты, не поделится ли он секретом, какова тема следующего конкурса молодых историков Союзного государства?

- Она пока неизвестна, - признался Государственный секретарь Союзного государства, а потом неожиданно добавил: - Я бы вместе с вами ее придумал.

Мы намек поняли и обращаемся к нашим читателям с тем же вопросом: какую бы вы предложили тему для третьего конкурса молодых учителей истории Беларуси и России?

Прямая речь

Григорий Рапота, Государственный секретарь Союзного государства:

- Я послушал сегодня наших финалистов - это вполне зрелые люди со своим сложившимся образом мыслей, несмотря на молодость. И это обстоятельство было для меня в определенном смысле поучительным. Впрочем, что такое двадцать семь лет? В этом возрасте уже не стало Лермонтова, многие важные научные открытия сделаны людьми, не перешагнувшими этот возраст. Правда, потом они лет шестьдесят ждали, когда им вручат Нобелевскую премию. Но это уже другой вопрос. Поэтому нам необходимо нашу молодежь приподнимать в самоощущении их зрелости. Не смотреть на них, как на детей. Ведь получается нонсенс - в восемнадцать лет мы им доверяем защищать Родину, а в двадцать семь считаем еще детьми. Ну и, конечно, в будущем мы намерены увеличить число участников нашего конкурса.

Константин Диянов, победитель конкурса учителей истории Союзного государства:

- Мне двадцать семь, родом я из Нововаршавки Омской области. Окончил университет и вот уже четыре года работаю по специальности. Помимо истории преподаю в гимназии право, географию, обществознание и экономику. Защитил кандидатскую диссертацию, женат, люблю с супругой путешествовать по России. Конечно, приятно, что учителям уделено такое внимание на федеральном и даже международном уровне.

Конкурс - огромный стимул для дальнейшей работы не только финалистов, но и для всех выпускников педагогических вузов. Однажды мне пришла в голову мысль, что школьные учителя могут выиграть войны. Я имею в виду войны информационные, которые сегодня, к сожалению, в мире в самом разгаре. Хочу заверить: мы, учителя, понимаем нашу огромную ответственность в этих сражениях. Огромное спасибо организаторам конкурса!