И это подтверждается в мониторинге "Тенденции развития гражданской авиации", который подготовил Департамент развития секторов экономики Минэкономразвития. Документ есть в распоряжении "Российской газеты".
Спасти положение сможет мягкая налоговая политика в отношении авиаперевозчиков и уход с рынка ряда игроков, считают в ведомстве. Минэкономразвития предлагает ввести налоговые каникулы для перевозчиков на внутреннем рынке - обнулить НДС на 2-3 года.
Это позволит, на взгляд специалистов министерства, снизить расходы компаний в убыточных сегментах и не повышать тарифы на перелет.
А вот уход с рынка хотя бы одного крупного игрока может повлечь за собой подорожание перелетов процентов на десять, отмечают эксперты. При этом финансовые проблемы есть у большей части перевозчиков и в ряде случаев небольшие игроки на этом рынке с парком самолетов не более десяти бортов чувствуют себя даже лучше, чем крупные.
Но все авиакомпании зависят от пассажиров, число которых снизилось из-за падения доходов. И объемы перевозок сейчас упали до уровня 2008 года. Волатильность курсов валют привела к сокращению числа полетов за рубеж.
Меньше пока отразилась экономическая ситуация на полетах внутри России. Но при дальнейшем уменьшении достатка россиян в конце 2015 - начале 2016 года может произойти стагнация авиарынка. И рост объемов перевозок возможен не раньше 2017 года, прогнозируют в ведомстве.
Кроме того, себестоимость полетов выросла на 15-20 процентов, в том числе из-за необходимости больше выплачивать по лизинговым договорам за самолеты. Ведь они почти все заключены в валюте.
Статья расходов по лизингу выросла на 40 процентов, и перевозчикам пришлось снижать свои расходы по другим направлениям: на персонал, бортовое питание.