По оценке экспертов, эти действия стали отголоском скандала, возникшего из-за шпионской деятельности Агентства национальной безопасности США на территории Германии с 2013 года. Сначала стало известно о прослушке одного из телефонов Ангелы Меркель, затем о том, что АНБ регулярно собирало телекоммуникационные данные миллионов граждан ФРГ. Напомним, что реакции со стороны германских властей на это громкое дело так и не последовало. Расследование скандала, которое форсировала оппозиция в бундестаге, застопорилось. Генпрокурор ФРГ Харальд Ранге по указке "сверху", как предполагают немецкие СМИ, из администрации канцлера, закрыл дело о прослушке телефона Меркель. Кульминацией деятельности прокуратуры стало обвинение независимых журналистов, пытавшихся пролить свет на шпионские скандалы. Их обвинили в передаче государственной тайны внешним врагам и госизмене. Закрыв дело о грубом нарушении со стороны США международного права и двусторонних соглашений, генпрокурор ФРГ с готовностью открыл дела против маленького журналистского портала. Причем обвинение было явно сфабриковано: портал опубликовал пару незначительных документов, полученных от неизвестных информаторов из Органа защиты конституции. Вместо того чтобы искать их в собственных рядах, ведомство начало травлю полуизвестных журналистов.
Заметим, что до этого из администрации канцлера уже давно звучали призывы "взять на мушку" журналистов из журнала Spiegel и газеты SUddeutsche Zeitung, слишком глубоко "копавших" проблему шпионажа со стороны АНБ. Для острастки Вашингтон пару раз пригрозил приостановить совместную с Берлином работу по разведывательной деятельности и в секторе защиты от терроризма. Ангела Меркель, очевидно, сразу же взяла "под козырек". И вот неожиданный финал истории. Министр юстиции ФРГ "рекомендовал" генпрокурору Ранге уйти на пенсию, пользуясь своим правом прямого влияния на подчиненных. В отличие от судей, которые в Германии занимают абсолютно независимое положение, генпрокурор страны напрямую подчиняется министру юстиции. До этого по делу против журналистов минюст и гепрокурор работали в одной связке. Однако после вала критики со стороны общественности, СМИ и политиков Харальд Ранге сначала заявил, что дождется независимого отзыва о работе журналистов, чтобы понять, стоит ли вообще заводить против них дело. Затем он прямо перевел стрелки на министра юстиции, назвав его критику "вмешательством в дела независимых органов". Министр юстиции проявил волю: ведь такая атака со стороны подчиненного была критической для репутации члена кабмина ФРГ. Ранге уходит в отставку. А независимых журналистов, видимо, оставят в покое.
"Дело "Шпигель-1962" до сих пор считается первым самым громким политическим скандалом в послевоенной истории Германии. В 1961 году "Шпигель" опубликовал расследование о якобы незаконных подрядах, полученных с подачи Штрауса одной немецкой фирмой на строительство военных объектов. Парламентская комиссия не нашла каких-либо злоупотреблений со стороны министра, но жесткий и решительный Штраус затаил обиду на журналистов. 8 октября 1962 года в "Шпигеле" был опубликован материал о военных учениях бундесвера, в котором Штрауса фактически обвинили в непрофессионализме. Вскоре после этого разъяренный министр обороны ФРГ, по сути, подменяя действия следователей, санкционировал операцию по обыску офиса редакции журнала в Гамбурге, из которого были изъяты тысячи документов. Она была проведена ночью. Затем министр позвонил испанскому военному атташе в Мадриде, чтобы тот обратился к испанским коллегам. Штраус добивался их содействия в аресте Конрада Алерса, автора статьи в "Шпигеле", который в те дни находился на отдыхе в Испании. В итоге за сутки были арестованы и отправлены в СИЗО сам Алерс, владелец "Шпигеля" Аугштайн, а также выпускающие редакторы Якоби и Энбель.
С подачи министра дело, начатое немецкой прокуратурой, одобрил тогдашний канцлер ФРГ Конрад Аденауэр. Журналистов обвинили в измене родине. Новость об арестах журналистов "Шпигеля" вызвала беспорядки и волну протестов по всей Германии. В стране разразился правительственный кризис. В результате в знак протеста, пять членов кабинета министров подали в отставку. В декабре 1962 года Аденауэр сформировал новое правительство, в котором место министру обороны Штраусу уже не нашлось. Сам "Шпигель" не работал в течение нескольких недель, а его главный редактор провел в заключении 103 дня. Процесс против журнала, который инициировал Штраус, длился три года, но ему так и не удалось посадить журналистов на скамью подсудимых. 13 мая 1965 года Федеральный верховный суд Германии отказался открыть новый процесс против Аугштайна и Алерса, признав, что Штраус превысил свои полномочия. Однако с формулировкой "министр действовал в обстановке чрезвычайного положения" он был освобожден от наказания. Но и на этом все не закончилось. Дело дошло до Федерального конституционного суда Германии, который отказал Штраусу в апелляции в августе 1966 года и этим решением заложил основы свободы прессы в Германии на десятилетия вперед.
Подготовил Максим Макарычев