06.08.2015 11:05
    Поделиться

    Житель Владимира нашел себя и любимое дело, выйдя на пенсию

    Каждый испытывал на себе: нет сил бежать дальше, но собираешь волю в кулак, и откуда-то появляется дополнительная энергия. Говорят, открылось второе дыхание. Такие мысли возникли, когда на страничке в Фейсбуке увидела восторженные записи и фотографии Михаила Матюшкина. Обычно официальный и даже несколько суховатый, тут он раскрывался с неожиданной стороны…

    Несколько лет назад руководитель областного уровня сменил просторный кабинет и "коридоры власти" на деревенское уединение. С веранды его дома хорошо просматривается живописная округа. Видно, как почти у горизонта бурлит шумная трасса. А здесь тишину нарушает птичий щебет да редкие звуки косилок немногочисленных соседей.

    А бывшие подчиненные теперь приезжают к нему за дарами большого сада - малиной и сливой. Ну, и полюбоваться новыми произведениями хозяина. Выйдя на пенсию по собственному желанию, Михаил Александрович с головой ушел в ювелирное искусство.

    Ручная работа

    В вопросах занятости Матюшкин - человек тренированный. Сделав типичную карьеру партработника от инженера на Муромском заводе радиоизмерительных приборов, секретаря комсомольской организации предприятия до замзавотделом Владимирского обкома КПСС, в сентябре 1991 года он остался без работы.

    Вопрос "кто виноват?" задавать не имело смысла, а вот решать, "что делать", пришлось быстро. Вспомнил свое юношеское умение мастерить из металла и интерес к освоению новых технологий. Вместе с приятелем начали изготавливать бижутерию в технике скани, с уральскими камнями. Позже взял в аренду кузню и занялся художественной ковкой. Сделал ворота и решетки на окна для Муромского музея.

    Директор музея Ольга Лукина, оценив качество работы, попросила земляка восстановить старинную французскую люстру. Из-за многочисленных утрат она долгие годы лежала в запасниках. А он не только отреставрировал музейную вещь, но по той же технологии создал еще две. Так что открывшийся в 1996 году городской выставочный зал предстал перед посетителями во всей красе - с тремя "французскими" люстрами и десятком предметов из имения графа Уварова.

    Потом помощь потребовалась в реставрации еще нескольких люстр, письменного прибора, каминных часов, канделябров и многого другого. Простых работ не было. Так, турецкое ружье с ложем из красного дерева и инкрустацией из бронзы и кости имело почти 250 утрат и буквально разваливалось на пять частей. Ничего, справился.

    Об умельце прослышали в Коврове и Вязниках - и "просватали" в местные музеи. А заслуженным итогом стало присуждение ему в 1997 году региональной премии в области культуры за работы по реставрации в 1994-1996 годах предметов декоративно-прикладного искусства музеев области.

    Не оставил он своего хобби и на новой руководящей должности. Одна из любимых работ - оловянно-слюдяной фонарь времен Ивана Грозного. Таких сохранилось по всей России считанные единицы. В общей сложности занимался его реставрацией 13 лет, причем безвозмездно. Теперь уникальный фонарь, первоначально похожий на рухлядь, занимает достойное место в музейной экспозиции ювелирного искусства.

    Сувенирных дел мастер

    Оказавшись на заслуженном отдыхе, Матюшкин снова задумался, что делать. Как раз тогда в области шел поиск своего эксклюзивного сувенира.

    - Три месяца решал, чем заняться, - вспоминает Михаил Александрович. - Шарил по Интернету, изучал технологии, искал материалы. Объехал почти все области Центральной России. Везде одно и то же: матрешки, берестяные туеса, ушанки, шкатулки под Мстеру и Палех. А своеобразных, характерных именно для этого региона, - нет.

    И, как всегда, гениальное оказалось просто. Он додумался до того, до чего, казалось бы, додуматься нужно было давно. Видно, не зря по несколько раз в день ходил мимо белокаменного Дмитриевского собора и любовался его ажурной красотой. Впечатления отложились в подсознании - и родилась идея заняться резьбой. На одном Дмитриевском соборе почти тысяча рельефов. А если учесть белокаменную резьбу на стенах Покровского, Успенского, Рождественского, Георгиевского соборов, возведенных русскими мастерами, то еще почти тысяча.

    Сейчас в его арсенале 300 видов поделок в разном оформлении: из пластмассы, металла, в рамках, в форме часов

    За основу своих работ брал, в первую очередь, земельный герб Владимира - львов, затем растительные орнаменты, павлинов, соколов, фантастических животных: грифонов, драконов, любимого героя - Дмитрия Солунского на коне с мечом.

    - Я выбирал то, что будет интересно туристу и имеет наиболее выразительный характер, - подчеркивает мастер. - А броских рельефов до полусотни только на Дмитриевском соборе. Потом уже, для оформления сувениров и ВИП-подарков, появились старинный земельный герб Владимира, гербы области, Мурома и Суздаля.

    Поиски и находки оказались не напрасными. В 2013 году Михаил Матюшкин стал победителем областного конкурса на лучший сувенир. Но на достигнутом не останавливается. Когда объявляли конкурс, у него было 200 видов поделок, сейчас - 300 в разном оформлении: из пластмассы, металла, в рамках, в виде часов.

    Так увлечение превратилось в дело его жизни. А деревенское жилье стало не дачей, а местом работы. С этой целью перестраивал старый дом, купленный незадолго до ухода на пенсию. Оборудовал три мастерские с необходимым оборудованием. Здесь - сотни полочек с коробочками и ячейками, где все инструменты и материалы разложены по своим местам. Одних только сверл - сотни. И нужное мастер найдет за секунды благодаря своему идеальному порядку.

    Личный опыт

    Очевидно, что такой поворот в судьбе Михаила Матюшкина уникален, как и его сувениры. А можно ли сделать подобные истории массовыми? Как помочь тем, для кого заслуженный отдых стал незаслуженным наказанием?

    - Человеком движет интерес, - отвечает на это Михаил Матюшкин. - Выйдя на пенсию, кто-то начинает рисовать, кто-то - писать стихи. Многие женщины занимаются бисером, вышивкой на подарки или на продажу. Другое дело - материальная составляющая. Дорогостоящие хобби многие не могут себе позволить. Чтобы заниматься литьем, например, нужно заказать оборудования на полмиллиона рублей.
    Когда любимое хобби дает материальное вознаграждение, то заниматься им - еще большее удовольствие. А на что покупать инструмент и материалы? Одно маленькое сверло стоит три тысячи рублей.

    Наконечник к бормашине - 11 тысяч. На сайте была объявлена распродажа фирменного ювелирного оборудования, так 24 позиции за два часа смели. Можно что-то делать, а какой будет сбыт? Отдашь продукцию на реализацию в ларек, а завтра его закроют. Те же региональные власти могли бы объявить тендер на изделия народных промыслов, чтобы реализовывать изделия через салоны. Меры государственной поддержки пенсионеров не должны ограничиваться бесплатными консультациями психологов, юристов и по освоению компьютеров. Необходима грантовая система или госзаказ.

    Есть вопросы и к пенсионной системе. Вот хотят наряду с ИП ввести понятие "самозанятость гражданина", которая предусматривает покупку патента и перечисление средств в социальный фонд. В Питере провели эксперимент по добровольной регистрации самозанятых. Зарегистрировалось около 500 человек. Логика людей понятна: завтра начнем чем-то заниматься, а послезавтра нас лишат пенсии. А если дело не будет приносить дохода, тогда что? Важно доверие человека к государству. И оно должно быть взаимным.

    Поделиться