Михаил Посохин: Строительная отрасль должна развиваться инновационно

Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей, определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики России. Доля строительной отрасли в ВВП страны составляет около 10%.

Решая масштабные экономические задачи, строительная отрасль формирует заказ на поиск оптимальных технических, технологических и организационных решений, обладающих мультипликативным эффектом для всей экономики. Реализовать указанные задачи без внедрения инновационных технологий и материалов крайне затруднительно. Это целевые приоритеты всей экономики страны. В этом контексте государственных задач профессиональному сообществу необходимо выработать стратегию инновационного развития строительной отрасли.

Решение о ее разработке принято Советом при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. Во исполнение этого решения Минстрою России с участием национальных объединений саморегулируемых организаций в строительной сфере поручено подготовить проект стратегии инновационного развития строительной отрасли на период до 2030 года. В соответствии с законодательством такая стратегия должна рассматриваться в качестве отраслевого документа стратегического планирования, разработанного на федеральном уровне в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу.

Стратегия ориентирована на опережающее, а не догоняющее развитие отрасли. В этом заключается принципиально новый государственный подход к реформированию экономики страны.

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков считает участие в разработке стратегии одним из основных приоритетов в своей деятельности. На сегодня подготовлен достаточный объем соответствующих предложений, начался процесс их обсуждения в профессиональной среде.

Анализ предложений, поступивших в ходе обсуждения, позволяет сделать вывод о целесообразности блочного построения стратегии с выделением в ней внутриотраслевых стратегий инновационного развития, объединенных в два основных блока - функциональный и обеспечивающий. В функциональный войдут: градостроительная политика, жилищно-гражданское строительство, промышленное и линейное строительство, изыскательская деятельность, архитектурно-строительное проектирование, промышленность строительных материалов. В блок обеспечения инновационного развития отрасли: системы технического регулирования, государственного регулирования, института саморегулирования, кадровой политики и архитектурно-строительной науки. Взаимосвязанное функционирование обоих блоков даст максимальный импульс для развития строительной отрасли и экономики страны.

В стратегии необходимо предусмотреть векторы развития строительной отрасли. Один из них - дальнейшая модернизации жилищного строительства, так как оно является локомотивом отечественной экономики. Цифры для сравнения: до 1991 г. доля частного жилья составляла 27%, сейчас - 86,5%. Покупка и приватизация жилья населением привела к резкому росту этого сегмента, и как следствие - к самоокупаемости недвижимости и к самофинансированию строительства и приобретения жилья. Для дальнейшего развития жилищного строительства и решения жилищной проблемы в России ключевым направлением должно стать стимулирование вовлечения средств населения и других внебюджетных инвестиций в экономику отрасли.

Решить задачу увеличения объемов жилищного строительства невозможно без преобразования градостроительной среды жизнедеятельности человека до уровня, соответствующего современным достижениям.

Дефицит земельных участков для строительства и наличие административных барьеров - основные градостроительные проблемы, которые должны быть сняты целенаправленной работой главного регулятора управлением развития территорий за счет развития нормативно-правовой базы и технологий подготовки документов градостроительного проектирования.

Сегодня Градостроительный кодекс РФ не раскрывает содержательное наполнение процессов разработки этих документов и оставляет важнейший регулятивный блок - правила землепользования и застройки - без нормативного и технологического обеспечения. Необходимо сформировать рациональную по балансу назначения и площади территорий планировочную структуру и предложить отвечающие условиям застройки конкретного поселения местные нормативы градостроительного проектирования.

Важнейшим элементом градостроительной политики является генеральный план. В интервале расчетного горизонта на 20 лет в нем должны быть запроектированы и приняты: планировочная структура города, поселения, основными компонентами которой являются улично-дорожная сеть с коридорами линейной инфраструктуры; планировочные единицы - кварталы с предварительными участками межевания, входящие в районы, принадлежащие конкретным функциональным зонам; соотношение функциональных зон с суммарными абсолютными величинами их площадей, позволяющими разместить планируемое население с ожидаемым уровнем жилищной обеспеченности, развития социальной и экологической инфраструктуры, автомобилизации, прогнозируемым уровнем стоимости жилых единиц и плотности застройки.

В качестве еще одних векторов инновационного развития отрасли следует рассматривать совершенствование инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Им в последние годы уделялось недостаточное внимание. Внедрение в эти компоненты строительства инноваций в виде современных материалов и BIM-технологий, возрождение на новой основе системы типового проектирования позволят обеспечить повышение производительности труда, качества проектирования и строительства, а также снижение совокупных затрат в процессе строительства и эксплуатации.

Инновационное развитие строительной отрасли невозможно без совершенствования нормативно-правовой и нормативно-технической базы. В стратегии необходимо предусмотреть мероприятия по систематическому анализу и оптимизации административных процедур. Красной нитью стратегии должно пройти введение стадийности проектирования, направленной на совершенствование требований к составу и содержанию разделов проектной документации на всех стадиях, в том числе на стадиях технико-экономического обоснования строительства и технологического проектирования.

Созданный 5 лет назад институт саморегулирования показал свою состоятельность. Степень востребованности задачи совершенствования института СРО как составной части инновационного развития отрасли в профессиональном сообществе я определяю как абсолютную. Саморегулированию в строительстве сегодня даны значительные полномочия и права. Мы постоянно ведем диалог с властью (и власть нас слышит), участвуем в совершенствовании нормативной базы, способствуем внедрению новых технологий и повышению производительности труда, имеем права контролировать деятельность саморегулируемых организаций.

Стратегия ориентирована на междисциплинарный, межотраслевой поиск инновационных решений в области градостроительства через синергию возможностей реализации различных многоуровневых задач.

Убежден, что проработка этих вопросов в тесной увязке с развитием системы саморегулирования, максимальным использованием имеющихся полномочий института саморегулирования и исполнением обязательств саморегулируемых организаций создаст необходимый фон для повышения инновационного развития и инвестиционной привлекательности отрасли.