Российская стройтехника безнадежно отстала от мировых производителей

Рынок строительной техники в России сформировался таким образом, что отечественные машины пользуются спросом у внутренних потребителей лишь в локальных сегментах и в небольшом количестве.

Отечественные производители строительной техники сообщают о готовности на равных конкурировать с зарубежными как минимум на внутреннем рынке прежде всего из-за выгодно сложившегося курса валют. В то же время российские строительные компании к таким заявлениям относятся скептически. К тому же внутренний рынок отнюдь не растет.

Директор по развитию продаж компании "ЧЕТРА-Промышленные машины" Денис Куваев заявил "РГ", что, если сравнивать прошлогоднюю динамику продаж промышленных бульдозеров всех марок на российском рынке с аналогичным показателем 2008 года, то падение оказалось значительным, в 1,8 раз. Но, тем не менее, продажи этого вида спецтехники в 2014 году оказались выше, чем в 2009 и 2010 годах. Сохранилась негативная динамика этого показателя и по итогам первого полугодия 2015 года.

- Оптимальная стоимость эксплуатации - одно из обязательных требований к машине, как в строительной отрасли, так и в любой другой, - добавил он. - Отдельно отмечу такое требование, как доступность сервисного обслуживания  в строительной отрасли. Оно нередко одно из самых главных, так как вынужденные простои оборудования могут сорвать сроки сдачи объектов. Поэтому клиенты обращают внимание на наличие у компании развитой сервисной сети, оперативность работы сервисных команд. И, конечно, колебания курса валют делают зарубежную технику менее конкурентоспособной по цене, а лоббирование государством интересов отечественного машиностроения позволяет надеяться на увеличение продаж российской продукции.

- На рынке спецтехники есть ряд сегментов, где практически отсутствуют импортные аналоги, а наши производители не только закрывают потребность внутреннего рынка, но и экпортируют свою продукцию, - подчеркнул директор по продажам компании "Автокомпас" Григорий Самсонов. - Это автокраны в сегменте 16-32 т, полуприцепы-тяжеловозы, нефтепромысловая, авторемонтная техника, автоподъемники, седельные тягачи, самосвалы, бортовые автомобили. Но, если мы хотим предпринимать более масштабные шаги в импортозамещении стройтехники, нужно быть готовыми к тому, что это долгий, наукоемкий и дорогостоящий процесс. Импортозамещение и качество должны быть синонимами. В противном случае и начинать этот процесс смысла не имеет.

Председатель совета директоров компании "СУИхолдинг" Азарий Лапидус согласился, что техника должны быть надежной, обладать соответствующим качеством и обеспечивать высокие показатели производительности. "Если говорить о подъемных кранах, экскаваторах, бульдозерах, здесь мы безнадежно отстали от ведущих мировых производителей, и наша продукция элементарно не отвечает современным требованиям строителей, - говорит эксперт, - башенные краны у нас вообще практически прекратили производить, потому что ни один российский строитель их покупать не хочет. В той же ценовой нише можно найти китайский кран, который будет работать вдвое лучше. А если добавить еще денег - можно взять немецкий кран, качество и производительность которого с нашим просто несравнимы.