Почему так? Потому что многие женщины любят жалеть, спасать, им нравятся страдальцы. А в жизни многих мужчин наступает момент, когда они, как чеховский Иванов, часто, даже без всяких видимых предпосылок, впадают в состояние пассивности, безучастности, неприятия жизни как таковой. Если под все это еще подвести философию на профессиональном уровне, то рационализм сценариста и режиссера становится более явным. Эйб Лукас - герой Хоакина Феникса в картине Вуди Аллена - не просто преподаватель философии, он по иронии судьбы или самого автора - еще и специализируется на этике. Он все может объяснить с точки зрения Канта или Шопенгауэра.
Но каково его собственное мнение? Эйб Лукас находится в том самом моменте своей жизни, когда, по его же словам, дурная репутация опережает его самого. И, окутанный зловещими мифами о самом себе, философ в кризисе среднего возраста приезжает на лето преподавать в провинциальный колледж. Ему хочется быть одному и не видеть рядом никого, кроме фляги с виски. Он даже готов играть в русскую рулетку или американские горки, ему все равно: где он, кто он, и что собой представляет.
Именно такие мужчины в некоторых женщинах вызывают охотничий азарт желания стать для них музой, доктором, мамочкой, собутыльником, собеседником. Они готовы на любую жертвенность, лишь бы помочь страдальцу. Таких "охотниц за приключениями" в студенческом городке оказывается две. Одна - студентка Джилл Поллард (Эмма Стоун), вторая - коллега Рита Ричардс (Паркер Поузи). Практически - маленький отряд спасателей. Но вопрос, кому из их удастся или не удастся "оживить" горе-философа - отнюдь не главный. Главный - что именно его оживит, за какую "соломинку" он зацепится, и поможет ли сам себе. Вот тут-то его, надломленного, буднично объявляющего студентам, что философия - лишь словесная мастурбация по сравнению с подлостями и гнусностями реальной жизни, и настигнут искушения в лице той же выпивки, женщин, борьбы за справедливость, желания написать очередную книгу, подслушанного разговора в кафе…
Для зрителя российского будет важно то, что профессор любит Достоевского и студентка Джилл, которая все чаще и чаще оказывается рядом с ним - тоже. И то, что Достоевский описывал на бумаге, может весьма причудливым образом проявиться в реальной жизни.
Хоакин Феникс то ли отрастил, то ли выпятил для этой роли круглый животик, причем в первых сценах даже кажется, что он накладной. Характер своего героя он передает как нельзя лучше - представляется, что он знает о таких состояниях не понаслышке. Эмма Стоун могла бы, благодаря своей кукольной внешности и огромным глазам, навсегда остаться героиней фильмов по комиксам и нимфеткой, но она не боится быть откровенной и некрасивой в серьезных ролях (оскароносный "Бердмен" тому самое точное доказательство). Эти способности актрисы проявляются и в "Иррациональном человеке".
Вуди Аллен, как обычно, не ошибся с кастингом. Да и остался верен самому себе, что позволяет фильму "Иррациональный человек" быть достойным продолжением предыдущих картин мэтра. Особенно таких, как "Матч-пойнт", "Любовь и смерть" и других, где с таким упоением мэтр обращается к философской тематике. Его герои, как и в том же "Матч-пойнте", как и в "Полуночи в Париже", как и в фильме "Вики. Кристина. Барселона", как и в "Голубоглазой Жасмин", тщательно и подробно проговаривают свои чувства и ощущения. В какой-то момент даже становится за них неловко. В реальной жизни так не бывает - все же о многом люди предпочитают умалчивать. А вот что бывает в жизни - так это то, что влюбленная, как кошка, женщина настолько проникается своим мужчиной, что чувствует все плохое, что он может сделать или сделал, за версту - вот где речь об интуиции. Только вот вопрос - как она это воспримет: то, что неприемлемо для одной женщины, вполне допустимо для другой. И мужчина, скорее всего, выберет не ту, которая его понимает, а ту, которая его принимает.
Вуди Аллен говорит в своем фильме и о женской упертости в своих чувствах: когда все вокруг - и сам мужчина, и знаки, и детали (недаром первый поцелуй между преподавателем и студенткой происходит перед кривым зеркалом) - сигналит о том, что не стоит тратить время на этого человека. Рядом есть другой, любящий и надежный, почему бы не обратить внимание на него? Но хорошим девочкам нравятся плохие мальчики. И иллюзия, что их можно перевоспитать - порой чувство, перекрывающее саму любовь.
Вуди Аллен говорит и о женских различиях - то, на что не решится молодая неопытная девчонка, вполне допускает для себя прошедшая через житейские испытания ровесница среднего возраста. О маленьком городке, где время остановилось ровно настолько, насколько людям важно понять друг друга. О преступлении и наказании - Аллен продолжает тему, поднятую Достоевским, в своем киноключе и получается любовный детектив, заставляющий сопереживать любого зрителя.
Поклонники режиссера, пожалуй, скажут, что у того есть еще порох в пороховницах. Молодому поколению история покажется, скорее всего, очень простой и старомодной. Но будет ли это волновать старика Вуди, каждый год выпускающего по новому фильму? Конечно, нет - ведь банальных житейских сюжетов - предостаточно. И они повторяются регулярно. А если подвести под них еще и профессиональную философию или этику, то можно будет рассуждать об особой глубине. Если же вы спросите, почему название фильма такое, какое оно есть, задайте себе вопрос, может ли философ быть рациональным человеком. Если не найдете ответ - сходите в кино.