Экспресс-опрос покупателей в магазине показывает, что большинство из нас затрудняется ответить на вопрос, где и когда произведен продукт, тем более, каковы пищевые характеристики продукта. Пожалуй, только молодые мамочки могут со знанием дела рассказать что-то о детском питании, и то не всегда. Большинство покупателей ограничивается беглым взглядом на срок годности.
В эпоху переизбытка информации на нас обрушивается ежедневная лавина ненужных цифр, которые мы зачем-то принимаем к сведению. При этом доступная информация, которая нам действительно нужна, игнорируется. Речь о товарной этикетке. Нам повезло: российское законодательство в части маркировки продуктов - одно из самых строгих в мире, поэтому простая этикетка содержит практически всю нужную нам информацию, надо только уметь ее читать. Сегодня мы публикуем полезные советы по чтению этикеток, подготовленные по просьбе "РГ" Ларисой Иноземцевой, бизнес-коучем, к.б.н., автором курса осознанного питания ОЖ.
В этой статье вы узнаете, как читать этикетку с выгодой для себя, как расшифровывать аббревиатуры и условные сокращения, чтобы извлекать из этого практическую пользу для своего организма, выбирать продукты, безопасные для здоровья и полезные для вас. Итак, вы пришли в магазин. Что расскажет нам стандартная этикетка о фасованных товарах в промышленных упаковках?
Во-первых, на этикетке всегда указано, где произведен продукт.
Это важно, если продукт является экзотическим или произрастает/производится в ограниченном количестве мест - тогда лучше выбирать производителя из ближайшего региона. Понятно, что чем меньше времени цветы или фрукты провели в пути, тем лучше. Легко сообразить, что икра красных рыб, которая произведена на Дальнем Востоке и Камчатке, будет вкуснее той, которая расфасована в банки в Подмосковье. И наоборот, вину, произведенному в южных регионах, больше доверия, чем продукту из Зауралья.
Смотрите внимательно: часто сам продукт произведен в другом регионе или стране и импортируется в страну. Полезно посмотреть, что это за компания - лучше, если компания имеет форму собственности ООО или ЗАО, а не ИЧП, если мы говорим о российских производителях. Для зарубежных надписи Ltd ( англ - limited, общество с ограниченной ответственностью) или GmBH (нем - Gesellschaft mit beschränkter Haftung, общество с ограниченной ответственностью)
Во-вторых, этикетка честно рассказывает нам о пищевом составе содержимого - как в абсолютном содержании (Х г/ 100 г продукта), так и в относительном. За этим бдительно следят контролирующие органы, и явная фальсификация в товарах в промышленной упаковке почти не встречается. Что мы увидим? На этикетке указаны все основные питательные вещества - белки, жиры и углеводы, их содержание приводится в пересчете на 100 г продукта. На этикетках импортных продуктов они обозначены как nutrients или nutrition facts (данные о питательных веществах) и включают содержание белков (proteins), жиров (fats, иногда fatty acids), углеводов (carbohydrates).
Эти данные очень помогут тем, кому требуется особый рацион, или тем, кто ответственно относится к своему питанию. Например, если вы интенсивно тренируетесь - смотрите, достаточно ли в продукте белка, витаминов и минералов. Если ждете ребенка - обращайте также внимание на содержание углеводов - лишние углеводы вам сейчас совершенно ни к чему.
Не все знают, что в списке ингредиентов основные питательные вещества располагаются в убывающем порядке, то есть сначала пишется тот компонент, которого больше всего. Обратите внимание на хитрости маркетологов! По законодательству название "с ингредиентом Х" означает, что в продукте должно быть минимум 4% данного ингредиента, а вовсе не 100%, как вы могли подумать. То есть "сосиски с мясом австралийского бычка" будут содержать не более 4% этого самого мяса, так же, как и йогурт со вкусом клубники. Это важно, когда вы делаете свой выбор.
На этикетке часто указывается также содержание витаминов и минералов, иногда указано, какой % от дневной нормы витаминов можно получить, съев порцию данного продукта. Но эта информация не является обязательной.
В-третьих, этикетка содержит данные об энергетической ценности продукта. Энергетическая ценность иными словами - калорийность. Важный совет - на российских товарах ее обычно указывают на 100 г продукта, поэтому надо внимательно смотреть вес товара и пересчитывать энергетическую ценность всего содержимого. То есть если вы берете банку консервов, указанную на этикетке энергетическую ценность Х калорий/100 г надо еще умножить на соответствующий коэффициент от веса. Чтобы облегчить эту работу потребителю, зарубежные производители часто указывают энергетическую ценность порции, например, печенья или конфеты. Эти данные позволяют вам точно сосчитать калории, которые вы получите, съев порцию данного продукта.
Полезный совет для тех, кто следит за своим весом: обезжиренные продукты, как правило, действительно содержат низкое количество жира, однако их энергетическая ценность может быть равна или даже превышать таковую у стандартных продуктов. Жир придает продукту вкус, поэтому обезжиренные продукты кажутся нам пресными. Чтобы "улучшить" их, при производстве добавляют углеводы (сахар или другие пищевые добавки). Смотрите на этикетку и сравнивайте энергетическую ценность продукта "с 0% жира" и стандартного. Внимательность поможет вам, если требуется особый рацион или вы ответственно относитесь к своему питанию.
Многие пугаются или недоумевают, увидев на этикетках буквы Е с цифрами. Так обозначаются пищевые добавки и консерванты. Использование добавок и консервантов - обычная практика при промышленном производстве. К слову сказать, среди консервантов есть немало безобидных веществ, которые используем и мы с вами при домашних заготовках (например, соль, лимонная и уксусная кислоты). Однако пищевые добавки, к сожалению, не всегда бывают безобидными и используются для того, чтобы улучшить вкус продукта. И естественно, лучше выбирать продукты с минимальным содержанием данных веществ.
В-четвертых, на этикетке любого продукта сегодня должен быть указан срок хранения и/ или изготовления. Это очень важный показатель, на который надо обращать внимание по двум причинам - при покупке вы можете узнать, как давно был произведен продукт, а также сможете оценить, сколько консервантов содержится в продукте. Остерегайтесь продуктов с длительным сроком хранения.
Ну и наконец, в-пятых, загадочная аббревиатура ГОСТ(государственный стандарт) или ТУ (технические условия) означают документы, в соответствии с которым изготовлен продукт. Оба документа - и ГОСТ, и ТУ - регулируют производство продукции, однако ГОСТ существенно строже. Поэтому при возможности выбора предпочтение следует отдавать продукту, произведенному по ГОСТу (или ISO на зарубежных продуктах).
Здоровый ежедневный рацион обязательно содержит все питательные вещества ( в процентном соотношении углеводы 45-55% , белки 10-30%, жиры 20-35% ), а в течение недели в него должны войти и основные группы витаминов и минералов. И теперь вы можете легко проверить это, читая информацию на этикетке.
В отношении расфасованных товаров (фермерские молочные продукты, фрукты и овощи, мясо, рыба, птица и т.д.) действуют все те же правила. Правила этикеток полностью распространяются и на них. Ответственные розничные торговцы за этим следят. В уличных точках и на рынках, конечно, информации на продукте значительно меньше. Но и там всегда можно потребовать сертификат. Или покупать на свой страх и риск.
Информация на этикетке защищает права всех сторон - и производителя, и потребителя - европейское законодательство называет это "информированным выбором", когда потребителю предоставлена вся информация о продукте и он волен сделать свой осознанный выбор. И вы, будучи информированным покупателем, теперь можете делать свой осознанный выбор в пользу здоровых и полезных продуктов.