В последние годы активизировалась работа по оздоровлению сферы негосударственного пенсионного обеспечения отрасли. Реализован целый комплекс мер, направленных на повышение стабильности рынка: проводится акционирование негосударственных пенсионных фондов, формируется система гарантирования и т.д. Тем не менее, актуальными остаются задачи дальнейшего повышения прозрачности рынка для государства и застрахованных лиц, создания условий для добросовестной конкуренции.
Одним из важнейших шагов в этом направлении и должна стать схема, предложенная минфином, ограничить плату, которую НПФ взимают за оказание своих услуг клиентам, пределами 1% от средней стоимости активов. Предполагается, что данное изменение приведет к снижению общих расходов на вознаграждение участников рынка в ряде случаях почти на треть.
Однако инициатива финансовых властей вызвала в некоторых кругах шумную критику. По мнению оппонентов, если предложения минфина будут реализованы, то негосударственные пенсионные фонды потеряют стимул повышать доходность, так как смогут зарабатывать даже в случае, если их работа с деньгами клиентов будет приносить одни убытки.
Боюсь, уважаемые сторонники этого аргумента просто не в курсе, что в соответствии с законодательством негосударственные пенсионные фонды попросту не могут получать свое вознаграждение за работу, если клиент оказался в убытке. Потери клиента в любом случае покрываются за счет собственных средств НПФ. Повторяю - в любом!
Сохраняются при новой системе и стимулы для зарабатывания фондами денег застрахованным лицам, т.к. принципы формирования вознаграждения остаются неизменными и зависят от успешности инвестирования.
Кроме того, рынок пенсионных накоплений отличается высоким уровнем конкуренции: здесь идет жесткая борьба за привлечение средств. А клиенты, как известно, ориентируются при выборе фонда на его доходность, которая не может быть хорошей при высоких издержках и комиссионных отчислениях.
В любом случае у застрахованных лиц сохраняется право перевести свои пенсионные накопления из одного НПФ в другой или в государственную управляющую компанию. В результате чего НПФ, работающие в убыток, не смогут привлекать клиентов и, соответственно, будут вынуждены уйти с рынка.
Таким образом, предложение минфина, опирающееся на расчеты Центробанка, продиктовано стремлением и дальше совершенствовать механизм регулирования такой социально значимой сферы, как рынок пенсионных накоплений.
Фиксированная ставка дохода НПФ будет способствовать стандартизации систем их управления и сделает ситуацию в отрасли более прозрачной, понятной для всех участников.
В итоге, на рынке останутся только те игроки, которые принимают условия добросовестной конкуренции.
Более того, возможность в новой модели удерживать с клиентских счетов вознаграждение по частям в течение года (а не разово в его конце) позволит поддерживать непрерывность операционной деятельности. И значит, послужит залогом стабильности института НПФ и частных управляющих компаний, что особенно важно в условиях затяжного кризиса.
Негативные явления в отечественной экономике ставят перед правительством еще одну важную задачу - стимулировать приток "длинных" денег (долгосрочных инвестиций), которые в немалой степени формируются за счет средств пенсионных фондов. Но для НПФ проблема состоит в том, что в случае долгосрочных вложений возникают риски, связанные с резкими рыночными колебаниями.
Фиксированная ставка вознаграждения создает для фондов дополнительный мотив вкладывать деньги в большие проекты государственного значения, не столь подверженные рыночным колебаниям.
Специалисты ожидают, что предложение минфина установить фиксированную ставку вознаграждения для НПФ будет в случае его принятия стимулировать формирование стабильной и прозрачной системы пенсионного обеспечения, способствующей устойчивому развитию всей страны.
При этом ЦБ, безусловно, должен отслеживать и анализировать активы, в которые вложены пенсионные накопления, а также размеры соответствующего вознаграждения, его обоснованность в рамках предлагаемых границ.
Анатолий Аксаков, председатель комитета Государственной Думы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, депутат от фракции "Справедливая Россия"