Минфин заставит НПФ работать с максимальной отдачей

В конце июля заместитель председателя Государственной Думы Андрей Исаев выступил в "Российской газете" ("РГ" 28 июля 2015) со статьей, в которой возражал против предложения Минфина России установить для негосударственных пенсионных фондов (НПФ) вознаграждение (то есть плату за оказание клиентам своих услуг) в размере одного процента от своих активов вне зависимости от их текущей доходности. Публикация вызвала неоднозначную реакцию в экспертном сообществе. Сегодня мы продолжаем дискуссию на эту тему.

В последние годы активизировалась работа по оздоровлению сферы негосударственного пенсионного обеспечения отрасли. Реализован целый комплекс мер, направленных на повышение стабильности рынка: проводится акционирование негосударственных пенсионных фондов, формируется система гарантирования и т.д. Тем не менее, актуальными остаются задачи дальнейшего повышения прозрачности рынка для государства и застрахованных лиц, создания условий для добросовестной конкуренции.

Одним из важнейших шагов в этом направлении и должна стать схема, предложенная минфином, ограничить плату, которую НПФ взимают за оказание своих услуг клиентам, пределами 1% от средней стоимости активов. Предполагается, что данное изменение приведет к снижению общих расходов на вознаграждение участников рынка в ряде случаях почти на треть.

Однако инициатива финансовых властей вызвала в некоторых кругах шумную критику. По мнению оппонентов, если предложения минфина будут реализованы, то негосударственные пенсионные фонды потеряют стимул повышать доходность, так как смогут зарабатывать даже в случае, если их работа с деньгами клиентов будет приносить одни убытки.

Негосударственные пенсионные фонды попросту не могут получать свое вознаграждение за работу, если клиент оказался в убытке

Боюсь, уважаемые сторонники этого аргумента просто не в курсе, что в соответствии с законодательством негосударственные пенсионные фонды попросту не могут получать свое вознаграждение за работу, если клиент оказался в убытке. Потери клиента в любом случае покрываются за счет собственных средств НПФ. Повторяю - в любом!

Сохраняются при новой системе и стимулы для зарабатывания фондами денег застрахованным лицам, т.к. принципы формирования вознаграждения остаются неизменными и зависят от успешности инвестирования.

Кроме того, рынок пенсионных накоплений отличается высоким уровнем конкуренции: здесь идет жесткая борьба за привлечение средств. А клиенты, как известно, ориентируются при выборе фонда на его доходность, которая не может быть хорошей при высоких издержках и комиссионных отчислениях.

В любом случае у застрахованных лиц сохраняется право перевести свои пенсионные накопления из одного НПФ в другой или в государственную управляющую компанию. В результате чего НПФ, работающие в убыток, не смогут привлекать клиентов и, соответственно, будут вынуждены уйти с рынка.

Таким образом, предложение минфина, опирающееся на расчеты Центробанка, продиктовано стремлением и дальше совершенствовать механизм регулирования такой социально значимой сферы, как рынок пенсионных накоплений.

Фиксированная ставка дохода НПФ будет способствовать стандартизации систем их управления и сделает ситуацию в отрасли более прозрачной, понятной для всех участников.

В итоге, на рынке останутся только те игроки, которые принимают условия добросовестной конкуренции.

Предложение продиктовано стремлением и дальше совершенствовать механизм регулирования такой социально значимой сферы, как рынок пенсионных накоплений

Более того, возможность в новой модели удерживать с клиентских счетов вознаграждение по частям в течение года (а не разово в его конце) позволит поддерживать непрерывность операционной деятельности. И значит, послужит залогом стабильности института НПФ и частных управляющих компаний, что особенно важно в условиях затяжного кризиса.

Негативные явления в отечественной экономике ставят перед правительством еще одну важную задачу - стимулировать приток "длинных" денег (долгосрочных инвестиций), которые в немалой степени формируются за счет средств пенсионных фондов. Но для НПФ проблема состоит в том, что в случае долгосрочных вложений возникают риски, связанные с резкими рыночными колебаниями.

Фиксированная ставка вознаграждения создает для фондов дополнительный мотив вкладывать деньги в большие проекты государственного значения, не столь подверженные рыночным колебаниям.

Специалисты ожидают, что предложение минфина установить фиксированную ставку вознаграждения для НПФ будет в случае его принятия стимулировать формирование стабильной и прозрачной системы пенсионного обеспечения, способствующей устойчивому развитию всей страны.

При этом ЦБ, безусловно, должен отслеживать и анализировать активы, в которые вложены пенсионные накопления, а также размеры соответствующего вознаграждения, его обоснованность в рамках предлагаемых границ.

Анатолий Аксаков, председатель комитета Государственной Думы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, депутат от фракции "Справедливая Россия"