Новости

Почти половина россиян платят за медицинские услуги
Сегодня почти 45 процентов россиян пользуются платными медицинскими услугами, причем не только в частных, но и в государственных клиниках. Однако в этом году ситуация изменится, говорят специалисты: сокращение расходов у большинства пациентов может привести к временному кризису частной медицины.

Две трети опрошенных россиян (34 процента) предпочитают лечиться в платных медицинских центах. В государственных больницах за дополнительные услуги платят еще 10 процентов. Итого - 44 процента, то есть чуть меньше половины от опрошенных респондентов по факту живут в условиях частной медицины. Это показало исследование, проведенное департаментом социологии Финансового университета при правительстве РФ. Эксперты изучали потребительское восприятие качества медицинского обслуживания в России.

Большое количество тех, кто лечится платно, говорит о недостаточном подушевом финансировании российского здравоохранения, уверен руководитель исследования профессор Алексей Зубец. Только в 2013 году, по данным Всемирного банка, медицинские расходы в год на душу населения в нашей стране составляли 957 долларов. А в странах организации экономического сотрудничества и развития - 4657 долларов в год.

Кстати, население уже несколько лет тратит на медицину больше государства. Расходы граждан и предприятий на медобслуживание составляли в 2013 году 3,4 процента ВВП, сообщает Росстат. А госрасходы - 3,1 процента ВВП.

Между тем, по итогам 2015 года спрос на медуслуги в частных клиниках резко сократится из-за снижения доходов населения, отток пойдет в государственные медучреждения для лечения по полисам обязательного медстрахования (ОМС), уверен сопредседатель Ассоциации частных клиник Москвы и Центрального федерального округа Алексей Серебряный. Впрочем, и в них число желающих пользоваться платными медуслугами пойдет на убыль. В идеале, по словам эксперта, надо "скрестить" полисы обязательного медицинского страхования с доплатами граждан, что многократно расширит их выбор медучреждений разных форм собственности, повысит конкуренцию за пациента и, как следствие, уровень медицинского обслуживания.

Что касается качества оказываемых сегодня медицинских услуг, то ими довольны более половины россиян (51 процент). "Люди с хорошим здоровьем редко обращающиеся к врачам, поэтому сохраняют оптимистический взгляд на здравоохранение, - объясняет Алексей Зубец. - Самая низкая степень удовлетворенности у тех, кто чаще пользуется медуслугами".

Не довольны, как правило, люди от 40 до 50 лет, которые в силу возраста впервые начинают обращаться к врачам за подмогой, а также "серийные" посетители медицинских организаций. Это в основном пожилые люди за 60 лет. Молодежь же 18-30 лет состояние медицины полностью устраивает. Самая высокая потребительская оценка качества медицинского обслуживания отмечена в Грозном, Тюмени и Набережных Челнах, самая низкая - в Иркутске, Махачкале и Ярославле. Жалобы на врачебные ошибки чаще всего встречаются в Иркутске, Красноярске и Краснодаре.

Опрошенные "Российской газетой" эксперты считают, что делать выводы об удовлетворенности медициной, ссылаясь на субъективные оценки граждан, конечно, можно, но это не совсем корректно. "Есть объективные международные критерии оценки качества медицинских услуг, такие как точность диагностики, частота расхождения диагнозов, осложнения, пятилетняя выживаемость при онкологических заболеваниях, качество жизни при хронических и врожденных заболеваниях, смертность, наконец", - говорит эксперт по здравоохранению РАНХиГС, доктор медицинских наук Елена Яшина.

Объективным критерием оценки уровня и качества медицины, по ее словам, являются и доступность современных высокотехнологичных методов диагностики и лечения, молекулярной генетики и медицинской кибернетики. "А если, к примеру, поинтересоваться у участников данного исследования, что они знают о таких методах решения их медицинских проблем, думаю, большинство не смогут ответить", - говорит Яшина.

Сегодня, по ее словам, в России затеяна масштабная реформа здравоохранения, ломаются устои, поэтому давать какие-либо оценки рано.