По нашему мнению, стратегия должна обеспечить синхронизацию мер по поддержке МСП и, соответственно, создание условий для равного доступа к мерам поддержки. При этом повышение вклада малого бизнеса в ВВП страны до 40% должно быть общим стратегическим ориентиром.
Для этого необходимо, чтобы МСП-сектор активно прирастал производственными, перерабатывающими предприятиями. Кроме того, для поддержки социального предпринимательства нужно его выделить в отдельную целевую группу.
В процессе доработки проекта и последующей реализации Стратегии нужно учитывать нынешний низкий уровень участия МСП в реализации государственного и муниципального заказа и отсутствие доступных и долгосрочных финансовых ресурсов. Последний фактор особенно важен, так как расширение доступа к этим ресурсам за счет институтов, созданных с привлечением бюджетных средств (гарантийные фонды, микрофинансовые организации регионального и муниципального уровней), лишь частично решают проблему. Банковское же кредитование остается недоступным инструментом из-за отсутствия долгосрочных программ кредитования с фиксированной ставкой и отсутствия механизма оценки непроизводственной залоговой базы, в том числе интеллектуальной собственности.
Смежный вопрос, требующий решения, - обеспечение доступа к мерам поддержки тех субъектов МСП, которые "выпадают" из сферы действия нормативных актов ведомств, регулирующих предоставление поддержки. Это возможно, когда, например, по обороту компания уже выросла из сектора МСП, а по программам, рассчитанным на более крупный бизнес, ее оборот еще недостаточен.
В вопросах налоговой политики мы настаиваем на льготировании страховых взносов для МСП и на освобождении от страховых взносов индивидуальных предпринимателей, являющихся пенсионерами и инвалидами. А для стимулирования молодежного предпринимательства необходимо внедрение системы наставничества.
И, наконец, необходимо закрепить в документе, что госрегулирование должно препятствовать введению норм, ухудшающих положение МСП в сравнении с действующим законодательством. Только комплексом мер, реализуемых полностью и своевременно, можно активизировать развитие малого и среднего бизнеса.