С французской стороны в проекте принимает участие принадлежащая государству группа Nexter, с немецкой - частная компания KMW, которой владеет семья промышленников Боде. Первая выпускает танки "Леклерк", вторая - "Леопарды". На церемонии в Париже глава французского военного ведомства Жан-Ив Ле Дриан назвал новую оружейную структуру "европейским "Аэробусом" (в прошлом EADS. - Прим. ред.) в области вооружений для сухопутных войск".
В результате в Европе появится один из крупнейших оружейных концернов, на заводах которого занято 6,5 тысячи человек, с общим годовым оборотом в 1,8 миллиарда евро и портфелем заказов около 9 миллиардов евро. Пока у нового объединения нет названия, но уже определено компромиссное место штаб-квартиры - Амстердам, а исполнительные подразделения разместятся как во Франции, так и в Германии.
Танкостроители двух соседних стран пошли на этот шаг, возможно, для того, чтобы объединенными усилиями разработать новую машину. Могла бы она прийти на смену нынешним танкам, а также составить на международных рынках конкуренцию американскому "Абрамсу", а в перспективе - и российскому суперсовременному танку "Армата"? Несомненно, но вряд ли это произойдет в ближайшие годы.
Совместная разработка, назовем ее условно "Леклерком", как здесь считают, - дело не завтрашнего дня. Если и будут начаты работы в этом направлении, то не ранее 2020 года, а то и 2025-го.
В любом случае такого мнения, если не лукавят, придерживаются в местном министерстве обороны, ссылаясь на запуск утвержденной программы "Скорпион" по модернизации стоящих на вооружении во французской армии "Леклерков", а она рассчитана на 10 лет. Говоря о причинах франко-германского бронетанкового сближения, эксперты делают акцент на выгодах, которые оно принесет обоим участникам проекта. В частности, есть планы координировать научно-исследовательские и конструкторские работы, совместно вести переговоры с поставщиками комплектующих и, чему придается особое значение в обеих столицах, проводить единую экспортную политику.
Ведь 80 процентов продукции KMW идет на внешний рынок, у французов эта цифра составляет 56 процентов. До сих пор нынешние партнеры жестко конкурировали друг с другом, как это было пару лет назад, когда Катар закупил шесть десятков немецких "Леопардов " вместо французских "Леклерков". Судя по всему, отныне позиции в схожих ситуациях будут согласовываться.
Надо сказать, что появление оборонного гиганта далеко не всем пришлось по душе. Во Франции против него выступили и левые, и правые. Так, в заявлении Национального фронта это промышленное слияние названо "ликвидацией национальной оборонной промышленности и независимости". В свою очередь, по ту сторону границы многие опасаются, что французы, как это было с концерном Airbus, постараются занять в совместном предприятии господствующее положение и использовать его в своих интересах.