- Много это или мало? Существуют ли для этого оборудования нормативы или рекомендации изготовителей?
- Производители медицинского оборудования в своих расчетах непременно закладывают его пропускную способность. Мы ориентируемся на оптимальную суточную производительность компьютерного томографа - 25 исследований, ангиографа - 15, исходя из показателей тех регионов, где медицинская техника используется наиболее эффективно. К примеру, магнитно-резонансные томографы наиболее продуктивно используются в Удмуртской Республике, Свердловской и Новосибирской областях. Компьютерные томографы - в Томской области, Краснодарском крае, Республике Татарстан. Ангиографические комплексы - в Липецкой, Воронежской и Калужской областях. Маммографы - в Саратовской, Мурманской и Оренбургской областях. Флюорографы - в городе Севастополе, Тверской области и Санкт-Петербурге. УЗИ - в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Мордовия и Белгородской области.
- За рубежом принято, чтобы эта дорогая техника работала круглосуточно. А как у нас?
- Конечно, большая часть медицинской техники, особенно размещенной в стационарах, должна работать круглосуточно. Показатели пока далеки от этого. Но необходимо принять во внимание, что в нашей стране с низкой плотностью населения и большими расстояниями выдержать максимальные нагрузки на оборудование не всегда удается.
Добиться этого сегодня можно с помощью современных технологий. К примеру, при отсутствии врача специалисты среднего медицинского звена могут передать изображение, полученное на МРТ, в областную или республиканскую больницу, где выдадут заключение. И многие территории это уже реализовали.
Системное формирование передачи данных сегодня является одним из способов увеличения нагрузки на оборудование.
- Ваша служба осуществляет и надзор за исполнением законодательства в сфере здравоохранения. Насколько часты нарушения?
- В прошлом году мы провели 17 778 проверок, было установлено, что 47% проверенных хозяйствующих субъектов нарушают законодательство РФ, то есть каждая вторая организация. Ни одна из проведенных нами проверок не была признана судами недействительной. Но мы не только выявляем нарушения, но и, что самое важное, контролируем их устранение. По результатам 3262 проверок возбуждены дела об административных правонарушениях. В судебном порядке назначено административных штрафов на сумму более 73 млн руб. - в 1,6 раза больше, чем в 2013 году. По результатам контрольных мероприятий за I квартал 2015 года назначено административных штрафов на сумму около 30 млн руб. - это 40% от годовой суммы за 2014 год.
- Из года в год Росздравнадзор выявляет все больше нарушений. С одной стороны, это говорит о росте эффективности надзора. Но с другой стороны, получается, что система не становится лучше?
- Говорить, что система не становится лучше, на мой взгляд, нельзя. Все объективные данные свидетельствуют об обратном. Сегодня мы имеем рекордные значения по таким показателям, как продолжительность жизни, материнская и младенческая смертность. С 2012 года существенно увеличилась доступность высокотехнологичной медпомощи.
- Чаще всего население высказывает претензии к качеству медобслуживания. Качество и безопасность медицинской деятельности контролирует ваше ведомство?
- Согласно закону качество медицинской помощи - это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики и лечения, степень достижения запланированного результата. Минздрав разработал критерии оценки качества медпомощи. Вышел и вступает в силу и подготовленный нашей службой приказ об аттестации экспертов, что позволит сформировать их реестр по различным клиническим специальностям и привлекать их к проведению контрольно-надзорных мероприятий. Важно, чтобы и в медицинских организациях формировалась система менеджмента качества.
- Кажется очевидным, что главными критериями качества оказанной медпомощи должны стать результат лечения (излечение, улучшение состояния, ремиссия, снятие боли - в случае неизлечимой болезни) и удовлетворенность пациента. Рассматриваются ли они как основные?
- Исход далеко не всегда характеризует качество помощи. Врачи борются за жизнь каждого больного, но тем не менее пациент может поступить в настолько тяжелом состоянии, что помощь может оказаться неэффективной. Если во главу угла поставить только исход заболевания, то медицинские организации будут с осторожностью относиться к приему тяжелых больных. Поэтому мы должны брать за основу критерии, учитывающие не столько исходы, сколько процесс оказания помощи, которые сегодня используются в международной практике. Критерии качества дают возможность, во-первых, оценить правильность выбора метода, необходимых диагностических и лечебных процедур. Во-вторых, своевременность: оказание медицинской помощи в период "терапевтического окна", преемственность, то есть время с момента вызова бригады скорой помощи до доставки пациента в профильное медучреждение. В-третьих, проведение профилактических мероприятий: своевременный уход за лежачим пациентом или профилактику тромбоэмболических осложнений и т.п. Если все это сделано правильно, логично с уверенностью прогнозировать положительный результат лечения.
- В критерии качества входит и выполнение порядков оказания медпомощи и клинических рекомендаций. Но они есть далеко не для всех заболеваний.
- Утверждены порядки по всем основным профилям - это более 70 документов. Еще около 30 порядков и правил проходят процедуру утверждения. Однако особенно важно, что в 2012 году минздрав впервые в истории нашей страны начал подготовку так называемых клинических рекомендаций. Клинические рекомендации создаются совместно с профессиональным сообществом. При этом одна клиническая рекомендация охватывает несколько нозологических форм. Сегодня создано более 1200 рекомендаций для лечения наиболее распространенных заболеваний. Если говорить о конкретных заболеваниях и их формах, их получится более 20 тысяч. А ведь еще три года назад этих документов вообще не было.
- Кто проводит экспертизу качества медицинской помощи?
- Экспертизу качества медпомощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования (ОМС), проводят территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации с привлечением экспертов, включенных в реестр. Все остальные случаи относятся к компетенции Росздравнадзора. К оценке привлекается экспертное сообщество. Рассматриваются жалобы, поступающие в Росздравнадзор и в территориальные фонды ОМС, в этом случае разбирательство проводят страховые компании. То есть экспертиза качества носит комплексный характер.
- Вы также контролируете сферу обращения лекарств и медицинских изделий. Много ли здесь выявляется нарушений?
- За последние три года минздравом совместно с Росздравнадзором были сформированы новые принципы обращения медицинских изделий и контроля за качеством лекарств. В 2014 году выявлено и изъято из обращения более 600 тысяч незарегистрированных медизделий и 1109 серий (более 2,3 млн упаковок) недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств. В целом только по этим двум направлениям были защищены права около трех миллионов граждан. В 2014 году наша служба участвовала в разработке дополнений в КоАП, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, а также в ряд федеральных законов, которые направлены на противодействие обороту незаконной медицинской продукции.
- Какие еще законодательные инициативы можно ждать от Росздравнадзора в ближайшее время?
- У нас в работе около 30 нормативных документов - например, по усилению меры ответственности за несоблюдение лицензионных требований к организации медицинской помощи - вплоть до лишения лицензии через суд. Подготовлены проекты документов, вводящих ответственность за нарушение правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции и туберкулеза, за несоблюдение ограничений, налагаемых на медицинских работников при осуществлении ими профессиональной деятельности, за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья.
- Предлагаете и здесь ужесточить ответственность медиков?
- Считаю, что назрела необходимость внести поправки в КоАП, в соответствии с которыми в зависимости от тяжести или совокупности правонарушений медицинского работника должна предусматриваться система штрафов и профессиональных ограничений. Это позволит нам влиять на ситуацию. В первую очередь имею в виду те медицинские организации, которые не работают в рамках программы государственных гарантий - частные или ведомственные. Фактически они сегодня не могут быть оштрафованы никем. Это, на наш взгляд, несправедливо: система наказаний должна быть одинакова для всех. Но эти меры не будут работать без ответственного отношения пациента к своему здоровью.