По данным нового международного исследования, проведенного Grant Thornton International в 35 странах, в мире 74% компаний готовы платить больше налогов при условии увеличения открытости со стороны властей в отношении правил игры. Это на 21% больше, чем в прошлом году. Интересно, что повышение налогов в обмен на прозрачность регулирования больше всего устраивает представителей гостиничного бизнеса (82%), финансового и сельскохозяйственного (по 80%) секторов. А вот среди компаний нефтегазовой отрасли на подобные условия, напротив, согласны лишь 40%.
В России авторы исследования зафиксировали обратную тенденцию: за год предпринимателей, готовых нести повышенное налоговое бремя ради понятных и предсказуемых правил игры, осталось меньше половины. Интересно, что по этому показателю наша страна оказалась ближе всего к Франции и Японии, где результат опроса составил 53%.
"Российским предпринимателям как никогда нужны понятные и предсказуемые правила игры - без этого невозможно планировать и развивать бизнес, особенно в такой непростой экономической ситуации, как сейчас, - уверен Александр Ермоленко, партнер ФБК Право. - Но предприниматели, на мой взгляд, потеряли уверенность, что государство способно обеспечить эту прозрачность и предсказуемость. Налоговая нагрузка, между тем, год от года только растет. Думаю, этим как раз и можно объяснить результаты опроса: бизнес опасается, что налоги будут увеличены, а предсказуемость не появится.
Между тем в Основных направлениях налоговой политики на 2016-2018 годы, опубликованных в конце июля, отмечается, что приоритетом правительства в это время останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. В документе подчеркивается, что фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в текущем 2015 году, а также в ближайшие три года должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов.
"Решение не допускать увеличения налоговой нагрузки в стране в ближайшие годы, а по возможности - использовать все имеющиеся возможности для ее снижения было принято, исходя из необходимости улучшения инвестиционного климата и создания условий для экономического роста", - поясняет минфин.
Одновременно правительство планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования притока инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.
Александр Ермоленко, однако, отмечает, что подготовленный минфином документ не является правовым актом. "При необходимости описанные в нем намерения легко будет изменить", - констатирует собеседник "РГБ". Однако добавляет, что, если планы будут реализованы, это, безусловно, облегчит жизнь российскому бизнесу и повысит доверие предпринимателей к политике властей.
Пока же, если верить данным Международного валютного фонда (МВФ), уровень налоговой нагрузки в экономике России выше, чем в странах БРИКС и Евразийского экономического союза. Исключение составляют лишь Бразилия и Белоруссия.