11.08.2015 00:44
    Поделиться

    Пожертвования станут внереализационными расходами по налогу на прибыль

    В Госдуму поступил законопроект N 830457-6 с очередной порцией поправок в часть вторую Налогового кодекса. Документом, внесенным группой депутатов во главе со спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным, предлагается несколько изменить порядок предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в части доходов, перечисляемых в виде пожертвований. В действующей редакции НК РФ этот вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более четверти годового дохода, подлежащего налогообложению. Законопроект же предлагает дополнить норму и предоставлять вычет в размере фактически произведенных расходов, но не более 30% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению, в случае если получателями пожертвований являются государственные, муниципальные организации культуры.

    Правительство в целом поддерживает законопроект, но обращает внимание на то, что поправки предоставляют физическому лицу право на социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в размере суммы пожертвования в отношении государственных или муниципальных организаций культуры, не превышающей 30% суммы дохода. Сейчас законодательство предоставляет право на вычет в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению. Таким образом, законопроект устанавливает больший размер вычета при пожертвовании государственным и муниципальным учреждениям культуры по сравнению с вычетом при пожертвовании иным организациям, что противоречит базовому принципу всеобщности и равенства налогообложения. Также в заключении правительства указано, что в законодательстве не применяется используемый авторами законопроекта термин "организация-жертвователь".

    Кроме того, в документе предлагается включить в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль расходы в виде пожертвований, направленных организациями государственным и муниципальным учреждениям культуры, а также некоммерческим организациям на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений. Это будут нормируемые расходы, учитываться будут аналогично расходам на рекламу. Формулировка: "Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором-четвертом настоящего пункта, а также расходы, указанные в подпункте 18.1 пункта 1 статьи 265 (а это именно интересующие нас расходы) настоящего Кодекса, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации..." многих навела на мысль, что это будет еще 1% к рекламным расходам, подчеркивает Ирина Парулева, налоговый консультант АКГ "Градиент Альфа". Однако в финансово-экономическом обосновании к законопроекту авторы четко обозначают, что "указанные расходы будут учитываться вместе с расходами организации на рекламу и их сумма не может составлять более 1% выручки от реализации", что уже предусмотрено пунктом 4 статьи 264 НК РФ.

    "Авторы законопроекта отмечают, что он разработан в целях стимулирования привлечения внебюджетных источников финансирования в сферу культуры. На мой взгляд, стимуляция крайне нежная, если не сказать незаметная, - говорит Ирина Парулева. - Простым арифметическим методом можно прикинуть размер стимула. Предположим, выручка предприятия составила 10 млн руб., и расходов на рекламу оно не осуществляло. Один процент от выручки составляет 100 тысяч рублей. Перечисляем 100 тысяч рублей в качестве пожертвования одному из государственных учреждений культуры, включаем эту сумму во внереализационные расходы и получаем экономию на налоге на прибыль в 20 тысяч рублей. Заплатить 100, чтобы сэкономить 20, - не очень стимулирует. Поэтому могу предположить, что этот законопроект сделает приятно тем, кто жертвовал и раньше, привлечь же новых "жертвователей" кажется маловероятным".

    Кроме того, п. 2 ст. 3 НК РФ гласит, что не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. При этом законопроектом устанавливается больший размер вычета при пожертвовании государственным и муниципальным учреждениям культуры по сравнению с вычетом при пожертвовании прочим организациям - в этом есть спорный момент, считает Ирина Парулева.

    "Сейчас компании могут заниматься меценатской деятельностью только за счет своей чистой прибыли, благотворительные взносы и любые иные подобные расходы не учитываются при налогообложении. До вступления в силу действующего НК РФ компании могли вычитать из своей налогооблагаемой прибыли некоторые виды взносов на благотворительные цели (в пределах 3-10% от налогооблагаемой прибыли). Однако эта налоговая льгота имела печальную славу. Зачастую средства выводились компаниями в непрозрачные структуры, которые были аффилированы с жертвователями и никогда не занимались благотворительной деятельностью, а использовались для обналичивания. Минфин последовательно выступал за упразднение этой льготы, что в итоге и было реализовано к 2002 году", - напомнил Егор Батанов, партнер юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры".

    Налоговые льготы могут стать серьезным стимулом для развития меценатства. В большинстве развитых стран благотворительность стимулируется в том числе за счет предоставления налоговых льгот. Механизм льготирования меценатства довольно прост и в целом напоминает то, что действовало в России до принятия НК РФ. Сумма средств, потраченных на благотворительные цели, вычитается из налогооблагаемого дохода благотворителя в пределах заранее установленного порога. Такой механизм действует, например, в США, Канаде. "Вместе с тем идеи о предоставлении налоговых льгот благотворителям звучали и раньше, но пока ни одна из них не была реализована. Основная причина - опасение возвращения к 90-м годам, когда льгота использовалась не по назначению. Представляется, что в современных условиях довольно жесткого контроля над некоммерческими организациями со стороны минюста и других государственных органов для этих опасений нет серьезных оснований", - резюмирует Егор Батанов.

    Поделиться