Число людей, путешествующих самостоятельно, значительно выросло. Как правило, они имеют собственное транспортное средство и хорошо владеют информационными технологиями, оснащены гаджетами и предварительно просматривают необходимую информацию в Интернете, в том числе отзывы о том или ином месте или событии. Они пользуются QR-кодами, которые позволяют включиться в культурно-исторический контекст, имея практически нулевой уровень знаний о нем. "Индивидуалы" тщательно готовятся к путешествию, при этом хотят, чтобы предварительно составленное мнение о месте совпадало с их ожиданиями, а еще лучше - превосходило их.
Если взять в качестве объекта для продвижения, например, усадебный комплекс князей Юсуповых в поселке Ракитное Белгородской области, то одним из пунктов работы сразу напрашивается создание туристско-информационного центра (ТИЦ). Сегодня образовалась ассоциация таких ТИЦ, куда входят 38 участников. Там уже отработали эффективную методику продвижения территорий и событий, можно обменяться опытом. Так или иначе, информационная поддержка всегда будет работать на увеличение потока туристов.
Если же говорить о событии, к примеру, фестивале русской усадебной культуры в Ракитном, то в международной практике сообщения о такого рода мероприятиях появляются уже за полгода или год, причем с подробной программой и видеороликами. Кроме того, в этот поток информации обязательно нужно включать краткие, но информативные сообщения о готовящихся новинках постоянного события. К примеру, в этом году фестиваль усадебной культуры проводился во второй раз, но туристу уже сейчас хочется знать, чем будет отличаться следующее мероприятие. Нужно, чтобы те, кто здесь бывал, всякий раз хотели вернуться. Развитие туризма как раз и зависит от многократного посещения одних и тех же мест.
Естественно, в этом процессе важно конкретизировать, на какого туриста ориентирован продукт. В числе приоритетных видов сейчас называют молодежный, культурно-познавательный и сельский туризм, который включает элементы первых двух и вдобавок дает эффект оздоровления городского населения.
Что мотивирует на путешествия молодежь? Исследования на эту тему были проведены мною с 2006 по 2012 год среди студентов московских вузов. И вот каковы результаты: осмотр достопримечательностей и новая информация интересует примерно 19 процентов опрошенных, образ жизни людей, национальные традиции, еда, танцы - 18, смены обстановки хотят 25,5 процента, а общения с природой - всего 4. При этом около половины хотели бы посетить маршруты, которые на слуху - это север России или Золотое кольцо. Это еще раз доказывает, насколько важно, чтобы о территории или событии слышали.
Создать же такой образ могут, прежде всего, местные жители. Развитие духа позитивного отношения к гостям является важной составляющей успешного турпродукта.