За последнее время такие дела наметились в области энергетики, пассажирских перевозок, работы в портах. Так, например, управление ФАС по Ленинградской области возбудило в отношении ФГУП "Росморпорт" дело по признакам нарушения закона о защите конкуренции в порту Усть-Луга.
Как сообщил заместитель руководителя управления ФАС по Ленобласти Глеб Конов, на организацию поступила жалоба от частной компании, оказывающей услуги лоцманской проводки судам, заходящим в том числе в Усть-Лугу. Бизнесмены утверждали, что в порту уклоняются от оформления пропусков.
- В данном случае "Росморпорт" прекратил выдачу временных пропусков на проход лоцманов и автотранспорта и оставил только разовые. Это ограничило возможности компании оперативно отрабатывать поступившие заявки от судовладельцев и агентов судов и вовремя оказывать услуги в акватории порта, - сказал он.
Участники рынка считают, что порты Петербурга и Ленобласти - это территории, где закон о конкуренции не исполняется. Тогда представители ФАС говорили, что бизнесмены просто не сообщают в органы о дискриминации, жалоб мало, поэтому в этом направлении и нет активности. Теперь создан прецедент, и в ближайшие дни будет слушаться дело.
В поле зрения городской ФАС недавно попали и два транспортных ГУП - "Горэлектротранс" и "Пассажиравтотранс". По словам замглавы УФАС по Петербургу Петра Яковлева, все дело в ситуации с госзаказом, и на "Пассажиравтотрансе" происходят "какие-то странные вещи", например, конкурс на страхование гражданской ответственности отменяли четыре раза. По мнению заместителя главы УФАС, чтобы наконец получить желаемого победителя в конкурсе.
По словам Яковлева, УФАС добивается справедливости, как может, проводит и будет проводить проверки и выносить предписания, но, видимо, необходимо некое единое положение о проведении закупок. Антимонопольная служба вменяет "Пассажиравтотрансу" то, что договор на право оказания услуг ОСАГО был заключен с нарушением нескольких норм закона о конкуренции.
Так, например, договор со страховщиком был подписан раньше, чем опубликовали извещение о конкурсе и провели заседание на право оказания услуг, за что в прессе предприятие окрестили "экстрасенсом". В ГУП же объясняют причину срочностью: необходимо было скорее выбрать страховую компанию, так как не могут же ездить пассажиры без страховки.
По итогам конкурса победителем была необоснованно признана, по мнению ведомства, одна страховая компания, помимо которой в конкурсе участвовали еще три компании, одна из которых и подала жалобу. Как сообщает региональное управление ФАС, представитель организатора торгов не смог пояснить комиссии антимонопольщиков, на каком основании в качестве единственного исполнителя было выбрано именно это страховое общество.
Антимонопольщики подчеркнули, что семь процентов жалоб на "Горэлектротранс" оказались обоснованными, а на "Пассажиравтотранс" - 75 процентов. При этом второе ГУП сейчас обжалует решения УФАС и подчеркивает, что в прошлом году большинство решений антимонопольного органа были признаны судом недействительными.
Также руководители ФАС - на этот раз областной - рассказали о прецеденте, который создали в сфере жилищного хозяйства, когда в одном из районов области отказались передать документы на управление домом управляющей компании, выигравшей в конкурсе. Формулировка "отказались" есть и в претензиях УФАС к монополистам от энергетики - некоторые ресурсоснабжающие организации области отказывались выдавать компаниям договор о подключении к сетям.
- Вообще, жители продолжают вести неравный бой с сетевыми структурами, - рассказал Глеб Конов, - возбуждено 12 дел в отношении областных сетевых компаний, надеемся, что будет исполнение предписаний. Например, одна из этих компаний навязывала населению услугу по коммерческим расценкам, цена превышала сумму за льготное подключение, а граждане просто не знали, что у них есть возможность подключиться при меньших затратах.
На днях несколько петербургских депутатов направили в Смольный запрос о проведении независимого аудита на целом ряде городских ГУП. В список попали как раз те предприятия, которые вызывают интерес у УФАС, - энергетические и транспортные. Прежде всего, это "Метрополитен", "Пассажиравтотранс", "Горэлектротранс", "ТЭК", "Водоканал". Большинство этих предприятий заявили о намерении повысить цены на свои услуги с нового года, что депутаты считают необоснованным (метро - почти на 25 процентов, "ТЭК" - на 30 процентов для предприятий, "Водоканал" - на 10 процентов для населения и 12 для предприятий). По мнению парламентариев, ГУП неэффективно используют выделяемые субсидии, а потом продолжают просить увеличить сумму из бюджета, пользуясь своим монопольным положением. Аудит может выявить лазейки, через которые эти деньги "утекают".