Для малого и среднего бизнеса откроется рынок заказов госкомпаний

Минэкономразвития предлагает расширить доступ малого и среднего бизнеса к рынку заказов госкомпаний. Пока среди основных барьеров на пути к этому можно выделить сложность выхода на торги и большие издержки малых и средних предприятий (МСП), участвующих в закупках. Предложения минэкономразвития по устранению этих препятствий прописаны в законопроекте "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", которые поддержал экспертный совет Общественной палаты на "нулевых чтениях". "Принятие законопроекта обеспечит повышение прозрачности закупок для заказчиков благодаря внедрению простых и понятных способов", - подчеркнул Сергей Фахретдинов, член Общественной палаты РФ.

По словам Максима Чемерисова, директора Департамента развития контрактной системы минэкономразвития, чтобы процедуры стали прозрачными, необходимо закрепить подробный перечень конкурентных способов закупок и требований к порядку их проведения. "Действующий закон не регулирует процедуры закупок, а лишь требует раскрытия информации о них на официальном сайте zakupki.gov.ru", - говорит чиновник. По его словам, заказчики по разным причинам избегают проведения торгов при определении поставщиков и используют преимущественно так называемые "иные способы закупок", часть из которых в действительности является "замаскированными" закупками у единственного поставщика.

Согласно данным минэкономразвития, в прошлом году доля закупок у единственного поставщика составляла почти 40%, при этом высокой (43%) была и доля закупок "иными способами". В нынешнем году ситуация стала еще хуже - общий объем закупок у единственного поставщика составил около 48%, а "иными способами" - 46%. Только 6% закупок проходят через понятные и прозрачные процедуры торгов.

Некоторые электронные площадки замечают активный интерес малого бизнеса к закупкам государственных компаний

Андрей Бойко, коммерческий директор Центра электронных торгов B2B-Center, отмечает, что при анализе этих 6% становится ясно - это аукционы. "Такой способ легко контролировать, так как поставщики конкурируют только по цене. Однако стоимость не всегда является главным критерием при выборе победителя. "Иные способы" заказчики используют для выбора поставщика по совокупности условий, то есть для повышения эффективности своей закупочной деятельности, - уверен эксперт. - Что касается закупок у единственного поставщика, то закон позволяет проводить их, если это некрупные заказы до 500 тыс. руб., а также процедуры, связанные с гостайной и военно-техническим сотрудничеством. Очевидно, что доля таких закупок всегда будет значительной". Сегодня на официальном сайте зарегистрировано более чем 2,7 тысячи различных способов закупок. По словам Максима Чемерисова, такая ситуация препятствует доступу к ним субъектов МСП, затрудняет подготовку к самой процедуре, снижает конкуренцию и мешает контролю. Он подчеркнул, что обсуждаемый законопроект сохранит принцип свободы выбора заказчиками способов закупки. По словам Андрея Бойко, 2,7 тыс. видов закупок сводятся к нескольким основным типам - аукциону, конкурсу, запросу цен (котировок), запросу предложений, конкурентным переговорам и закупке из единственного источника. Он отмечает, что проблема связана с функционалом официального портала, который не позволяет заказчикам выбирать тот или иной тип процедуры, но для этого не обязательно вносить поправки в законодательство, достаточно наладить работу сайта.

Кроме того, различные названия процедур не являются препятствием для малого бизнеса. "Субъекты МСП обычно жалуются на высокий размер обеспечения заявок и контрактов, отсрочки платежей по выполненным заказам и необходимость использовать сразу несколько электронных подписей для разных площадок. Однако в рамках закона работают не только МСП. Правила, удобные для малого бизнеса, могут стать помехой для всех остальных. Поэтому закреплять их в законе нецелесообразно", - считает Андрей Бойко.

Эксперты предложили расширить практику закупок в электронной форме. Для этого минэкономразвития включило в документ понятие "закупки в электронной форме" как конкурентной процедуры и предложило наделить правительство правом определять здесь объем закупок. Такая мера позволит оптимизировать закупочную деятельность заказчиков, в том числе за счет сокращения избыточной отчетности. При всем этом некоторые площадки, напротив, замечают активный интерес со стороны малого бизнеса к закупкам госкомпаний, тогда как власти оказывают им посильную поддержку. Так, по новому постановлению с июля госкомпании с выручкой более 10 млрд руб. должны 9% своего заказа разместить у малого и среднего бизнеса, в том числе 5% - напрямую, без договора субподряда.

По подсчетам торгового портала "Фабрикант", с начала года прошло 17 600 торгов при участии МСП на общую сумму 83 млрд руб. "В 63% закупок госкорпорации "Росатом" участвовали предприятия малого и среднего бизнеса. 45% торгов Объединенной судостроительной корпорации на портале также проходили при участии МСП", - отмечает Сергей Габестро, генеральный директор портала "Фабрикант". И добавил, что наиболее часто субъекты МСП участвуют в торгах на закупку машин и оборудования, строительных услуг, поставку аппаратуры и продукции металлообработки.