Деду Петро в будущем году исполнится 90 лет. Он высокого роста. Прихрамывает на правую ногу, объясняет, что в ней осколок - с войны.
На вокзале билет на поезд в Мариуполь не продают, потому что нет паспорта, а справки из полиции недостаточно. Поэтому дед Петро планирует добираться до родного города на электричках - всего 18 пересадок. От денег решительно отказывается, принять помощь не позволяет гордость: "Вы же за нас воевали" - "Это не продается!" - и плачет. После долгих уговоров все же берет, в ответ снимает с руки часы и хочет отдать их в обмен на помощь.
Петриченко Петр Иванович - на это имя выданы справки, которые показывает дед, самый настоящий мошенник с недюжинным актерским талантом. Его история от случая к случаю меняется лишь детально: то место прописки деда сменится с Мариуполя на Донецк, то приемная дочь из Германии переедет на Украину, а то и совсем исчезнет. В действительности дед Петро живет в Москве, а новые его жертвы сами находят старика у метро, в сквериках, в парках. В тени дерева, на скамеечке, он держится за сердце и ждет, пока новый прохожий подойдет к нему с тем, чтобы хотя бы узнать, что случилось. Дальше по накатанному сценарию: встреча блокадников-ограбили-не ел-в поезд не пускают. Остаться равнодушным перед плачущим ветераном, кажется, совершенно невозможно. А "заработок" деда иногда за считаные часы переваливает за десять тысяч рублей - иной артист сцены такими суммами не сможет похвастаться.
У деда Петро, как у настоящего артиста, есть "фан-клуб": в Интернете открыт форум, на котором собираются его жертвы. И было бы понятно, если бы такое циничное надувательство вызывало яростное негодование и гнев. Но ничего подобного на форуме не найти. Ни жалобы о том, что "расстался со своими кровно заработанными" (притом что средний чек за спектакль деда Петро - 3000 рублей - деньги не самые маленькие). Ни злости на старика, который своей игрой оскорбляет святую и дорогую для многих историю Великой Отечественной войны.
Реакция публики на деда скорее поражает. Почти каждый новенький за редким исключением начинает свой рассказ: "С дедом Петро все в порядке, встретили его у метро "Динамо"/ "Новокузнецкая"/ "Аэропорт" жив-здоров". Кто-то радуется тому, что помог деду - вряд ли он от хорошей жизни стал обманывать людей, а коль плохо ему живется, так и денег не жалко. Другие пишут, что рады встрече с дедом просто потому, что убедились в своих добрых стремлениях, что способны прийти на помощь и не проходят мимо - иногда для того, чтобы понять, что ты способен на доброту, недостаточно лишь собственной готовности, в этом случае дед Петро помогает. Одна девушка предложила версию, что дед Петро встречается на пути того, кому нужна "вера в себя, в милосердие и в то, что отзывчивых людей действительно много". Встретившиеся с "дедом Петром" не в ярости от того, что их разыграли на деньги, но воспринимают ситуацию с юмором - это тест на отзывчивость, и я его прошел.
Тем более что за несколько кликов в Интернете можно найти ролик с социальным экспериментом, как прохожие реагируют на человека, которому стало плохо. Вывод авторов ролика - повальное равнодушие: люди безразлично проходят мимо молодого парня приличного вида, который присел, держится за живот и не может встать. На исходе полутора часов, поясняет режиссер видео, прикидывавшийся больным, к нему с помощью обратился первый человек. На хронике скрытой камеры видно, что многие обращают внимание на парня, пристально разглядывая его, сбавляя шаг, но не останавливаясь. И снова возвращаются к разговору с другом, своему мобильному телефону или спешке по каким-то, видимо, неотложным делам.
Вопросов к авторам этого ролика никак не меньше, чем к его действующим лицам. Столь однозначная картина безразличия вкупе с аналогичным экспериментом, проведенным в США (его результаты противоположные), заставляют заподозрить авторов в ангажированности. И тем более возникает обида хотя бы за то, что у этого видео набралось почти десять миллионов просмотров, а оголтелое большинство комментаторов подтверждают: все так, мы равнодушны и безразличны.
На форуме деда Петро около полусотни сообщений. С некоторой поправкой (есть те, кто оставляет вторую и третью запись, радуясь за здоровье деда) получается, что у лже-фронтовика десятка три "поклонников". Сколько еще тех, кто с дедом познакомился, но не догадался в Интернете посмотреть его имя-фамилию? Определенно на несколько порядков больше. И, с одной стороны, жалко людей, которых собственное благородство делает жертвами жулика. А с другой - сколь же приятны примеры, когда человеческая суть - доброта, сострадание и желание помочь - оказывается правилом, у которого, как у всякого правила, случаются исключения.