Месяц назад, с тем чтобы сбить волну выступлений фермеров, требовавших поднять тарифы на их продукцию, правительство пошло на экстренные меры. В частности, было решено снизить налоговую нагрузку для аграриев, предоставить гарантии банкам для реструктуризации их долгов, и, главное, власти добились соглашения между фермерами, мясоперерабатывающими компаниями и торговыми сетями о стабилизации закупочных цен. Так вот промышленники, дождавшись, когда французский президент и премьер-министр отправились в традиционный августовский отпуск, решили поставить крест на ранее согласованной цене на свинину - 1,40 евро за килограмм. Для этого двум крупнейшим оптовым покупателям мяса - концерну "Bigard" и кооперативу "Cooperl" - было достаточно самоустраниться от участия в торгах на специализированной бирже в городе Плерен (Бретань), где дважды в неделю определяются котировки на французскую свинину. Торги были сорваны, и непроданными остались свыше 20 тысяч свиней, с которыми животноводы сейчас не знают, что делать.
Что вынудило мясопереработчиков пойти на открытый конфликт как с животноводами, которые того могут снова заблокировать страну сотнями тракторов и прочей сельхозтехникой, так и с правительством. По словам представителя национального объединения SNIV Пьера Руша, отрасль "работает себе в убыток, теряя на каждой свиной туше от 8 до 10 евро". Он убежден в том, что в условиях открытого рынка цена не должна устанавливаться "политическим решением", каким бы справедливым оно кому-то не казалось. При этом переработчики ссылаются на тарифы в соседних европейских странах. Так в Германии, которая задает тон на общеевропейском рынке свинины, закупочная цена пошла вниз и стала на 25 евроцентов ниже французской. Такая же ситуация в Бельгии, Испании, Дании.
Причина? Затоваренность рынка, как следствие эмбарго России на сельхозпродукцию стран-членов ЕС, введших год назад санкции против нашей страны. Как подсчитали в европейской федерации работников аграрного сектора Copa -Cogeca, фермерские хозяйства в Евросоюзе из-за этого уже недосчитались как минимум 5,5 миллиарда евро. Причем немалая доля приходится на мясомолочную продукцию. По французским животноводам российское эмбарго ударило особенно больно. Это здесь признают на всех уровнях, а среди животноводов особенно. Как рассказал президент национальной федерации свиноводов Поль Офре, "раньше Россия импортировала ежегодно почти 70 тысяч тонн свинины", а когда это прекратилось, то начались большие трудности. В этой связи французский евродепутат и представительница правоцентристской партии "Республиканцы" Надин Морано назвала эмбарго "трагическим" для национального сельского хозяйства и призвала власти начать диалог с Россией, чтобы решить проблему в положительном ключе.
Между тем
Во Франции начинается процесс в отношении мэра небольшого городка Шалон-сюр-Саон на востоке Франции. Он запретил подавать с 1 сентября альтернативные комплексные обеды без свинины в школах, где учатся мусульмане и евреи. В этой связи министр образования Наджат Валло-Белкасем обвинила градоначальника в том, что "он взял школьников в заложники правоконсервативной политики". Лига защиты прав мусульман подозревает городскую администрацию в нарушении строгого закона секуляризма, предусматривающего "интеграцию, а не ассимиляцию" мусульман в обществе. Мэр со своей стороны утверждает, что школа не отвечает за обеспечение религиозных предпочтений детей. Начинание муниципалитета вызвало острую политическую дискуссию. Правительство опасается, что недовольство мусульманского населения непродуманными действиями на местах может послужить причиной нового всплеска экстремизма.
Подготовил Александр Саможнев