12.08.2015 15:03
    Поделиться

    Успеют ли крымчане заключить договоры на поставку газа

    До начала отопительного сезона все собственники газового оборудования, установлено ли оно в частных домах или квартирах, должны заключить договор на его техническое обслуживание. Иначе ГУП РК "Крымгазсети" не сможет подавать им природный газ. Договорная кампания длится с начала года, но уложиться в срок успеют не все потребители: из-за того, что в Крыму только одно предприятие имеет право обслуживать газовое оборудование.

    Хождение по очередям

    Еще свежи в памяти прошлогодние очереди в ФМС и Пенсионный фонд, вызванные массовым обменом паспортов, получением СНИЛСов, переоформлением пенсий. С начала нынешнего года самые рекордные столпотворения наблюдались в госкомрегистре, поликлиниках и абонентской службе предприятия "Крымгазсети", которое переоформляет договоры.

    - К нам постоянно поступают жалобы на очереди, - говорит член Общественной палаты Крыма Александр Аматуни. - Если раньше потребители заключали один договор с газопоставляющей компанией, теперь нужны два: на поставку газа и техническое обслуживание оборудования. Причем второй - платный: за отопительное оборудование и плиту нужно заплатить в год около 1600 рублей, за колонку - 400 рублей. К тому же придется выстоять в очереди, потому что договор на поставку газа не заключают, пока нет договора на техническое обслуживание оборудования. Ситуация сложилась весьма напряженная.

    Самыми ответственными потребителями оказались те, чьи дома отапливаются индивидуальными газовыми котлами. Люди переживают, что в холодное время года останутся без тепла. Поэтому в первые несколько месяцев года потребители занимали очередь в абонентскую службу "Крымгазсетей" с первыми лучами солнца.

    - Чтобы заключить договор, пришлось помучиться, - рассказала жительница Симферополя Диана Муратова. - Очередь в горгаз занимала с раннего утра, а подошла она только к вечеру. Причем все это время провела на ногах, скамеек не хватает и пожилым людям. После подачи заявления долго ждала техника, который должен был осмотреть мое газовое оборудование. Он появился спустя месяц. Может, руководству стоило тщательнее продумать процесс? Ведь контролер каждый месяц приходит снимать показания счетчика. Наверное, он мог бы на месте подписать с абонентом договор?

    Сейчас поток немного спал, в очереди к окошкам операторов стоят по пять-десять человек.

    Один за всех

    Оказывается, нововведение - это не инициатива "Крымгазсетей", а соблюдение требований российского законодательства. Если раньше расходы на обслуживание газового оборудования включали в тариф на поставку природного газа, то теперь этой составляющей в нем нет.

    - Мы не имеем права включить в тариф какие-либо расходы, поэтому возникла необходимость заключения второго договора, - рассказала председатель госкомитета по ценам и тарифам РК Ольга Игошина. - Но оказание услуги по обслуживанию газового оборудования - это не монополия "Крымгазсетей". Потребитель вправе выбрать другую компанию, которая будет это делать, например, за меньшую цену.

    Другое дело, что найти такую альтернативу в Крыму - задача невыполнимая.

    - Российское законодательство запрещает газопоставляющим предприятиям навязывать потребителям иные услуги, кроме предусмотренных их основной деятельностью, то есть поставки газа, - рассказал начальник инспекции по государственному газовому надзору и энергосбережению РК Константин Кимаковский. - На Украине газопоставляющих организаций было несколько, и каждая имела свои сети и обслуживала их самостоятельно. Сейчас, чтобы заниматься этой деятельностью, они должны иметь аварийную диспетчерскую службу, причем во всех населенных пунктах, в которых работают. А ни у кого, кроме "Крымгазсетей", их нет.

    То есть теоретически выбор у потребителей есть, а фактически выбирать не из кого - издержки несформировавшегося крымского рынка.

    У посредника дешевле?

    - Уже появляются фирмы, которые приходят к нам с предложением заключить договоры об аварийном прикрытии, чтобы иметь право работать на рынке, - сообщила заместитель директор ГУП РК "Крымгазсети" Зоя Горобец. - Но, к сожалению, цены у них выше, чем у нас, так что будет ли их предложение интересно населению - вопрос.

    Компании - посредники между потребителями и поставщиком газа должны будут не только получить специальную лицензию на техническое обслуживание газового оборудования, но и платить "Крымгазсетям" за использование его аварийной диспетчерской службы. Очевидно, что эти расходы они внесут в стоимость своих услуг. Соответственно тариф окажется выше, чем у нынешнего монополиста. Вот население и толпится в абонентских службах "Крымгазсетей".

    - Мы делаем все возможное, чтобы сократить очереди, - продолжает Зоя Горобец. - Наши сотрудники выезжают в сельские советы и помогают населению, чтобы люди не стояли в очередях. Выезжают на предприятия, предварительно объявив, какие документы требуются для заключения договоров. Кроме того, к инвалидам, участникам войны и ветеранам, недееспособным гражданам по их звонку выезжаем на дом. Привлекаем к заключению договоров даже службы, которые не должны этим заниматься. В первую очередь, конечно, стараемся охватить потребителей, имеющих индивидуальные системы отопления. То есть делаем все, чтобы ускорить договорную кампанию. Но у "Крымгазсетей" более 500 тысяч абонентов.

    Сложнее всего договорная кампания идет в регионах республики, где в украинском правовом поле работали частные газопоставляющие компании: села Кировского района и несколько населенных пунктов Симферопольского района, Партенит и Феодосия. Их сети были переданы в госсобственность и теперь обслуживаются "Крымгазсетями".

    комментарий

    Сергей Егоров, министр топлива и энергетики РК:

    - В начале года, когда началась договорная кампания, очереди были значительно длиннее, чем сейчас. Я приехал в абонентскую службу как потребитель, меня, естественно, никто не узнал, я простоял около 15 минут. Предприятие сделало все возможное, чтобы сократить очереди. Услуга стала платной, но здесь мы ничего изменить не можем, потому что это требование законодательства. Размер платы рассчитан предприятием, его обоснованность проверена госкомитетом РК по ценам и тарифам. По нашей информации, эти расценки сейчас самые низкие в России. Причем потребители могут не вносить всю сумму сразу, а оплатить услугу частями. Если кто-то не успеет заключить договор до отопительного сезона или до конца года, ничего страшного. Думаю, мы продлим договорную кампанию на следующий год.

    Поделиться